Музейная педагогика: вчера, сегодня, завтра

«Музейная педагогика» — сегодня это словосочетание знакомо всем, кто имеет отношение к воспитанию и образованию подрастающего поколения.

Музейная педагогика, как одно из направлений деятельности музея, становится всё более привычной в практике духовно-нравственного, историко-краеведческого,  гражданского и патриотического воспитания личности в едином воспитательно-образовательном процессе.

Современная музейная педагогика развивается в русле музейной коммуникации и направлена в первую очередь на решение задач активизации творческих способностей обучающихся.

4 апреля 2017 года при поддержке и на территории Областного центра дополнительного образования детей (ул. Тургеневская, 48) был проведен семинар – практикум «Музейная педагогика: вчера, сегодня. завтра» по подготовке к X конкурсу юных экскурсоводов.

Организаторами семинара стали Управление образования города Ростова-на-Дону и  Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Ростова-на-Дону «Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов).

Интерес к семинару вызван актуальностью темы — подготовка к конкурсу экскурсоводов.

Задачи семинара:

  1. 1. Аккумуляция опыта работы школьных музеев города Ростова-на-Дону.
  2. Ознакомление с разнообразием форм работы школьных музеев.

Помощь в проведении семинар оказали:

— ГБУ  ДО РО «Областной центр дополнительного образования детей»,

— ГБУК РО «Раздорский этнографический музей-заповедник»;

— ФГБОУ ВПО ДГТУ;

— Ворошиловский район города Ростова – на-Дону, в лице МБУ ДО «Центра детского творчества» и МБОУ «Школа № 101»;

— Пролетарский район, в лице МБОУ «Гимназия № 12»;

— Первомайский район, в лице МБОУ «Школа № 111», на территории которой работает региональная инновационная площадка МБУ ДО ЦДЮТур по интеграции общего  и дополнительного образования;

С докладами и сообщениями выступили:

  1. Тикиджьян Руслан Геннадьевич, кандидат исторических наук, доцент кафедры «Истории и культурологии»  ФГБОУ ВПО ДГТУ, педагог ДО ГБУ ДО РО ОЭЦУ – «Актуальные проблемы музейной педагогики и опыт вузов Ростовской области (на примере ДГТУ)»

2.Монастырский Дмитрий Владимирович, методист МБУ ДО ЦДТ Ворошиловского района — «Формы работы детско-молодежного поискового объединения».

 

3.Гречушкин Руслан Александрович, преподаватель истории и обществоведения, заместитель руководителя музея МБОУ «Гимназия № 14» — «Школьный музей – связь поколений (из опыта работы МБОУ «Гимназия № 14»).

 

4.Молчанова Светлана Владимировна, педагог дополнительного образования МБУ ДО ЦДЮТур, преподаватель истории и обществоведения,  руководитель музея «Служу Отечеству» МБОУ «Школа № 111» — «Музейная педагогика во внеурочной деятельности в рамках требований ФГОС».

 

  1. Шевченко Ирина Ивановна – старший научный сотрудник сектора изобразительных искусств ГБУК РО «Раздорского этнографического музея-заповедника» — «Художественное наследие донского писателя А.В. Калинина. Пухляковская картинная галерея».

 

  1. Ратушная Наталья Юрьевна, педагог-психолог МБУ ДО ЦДЮТур – «Становление личности подростка средствами музейной педагогики».
  2. Шипка Виктория Владимировна, учитель географии МБОУ «Школа № 101» — «Экскурсия – как результат исследования».

Обзорные экскурсии по музею МБОУ «Школа № 111» провела учащаяся школы Кожухова Александра, по улице Пушкинская – Юркова Вероника, учащаяся МБОУ «Школа № 101».

В обсуждении проблем и работе семинаре приняли участие более 90 человек представителей педагогической элиты г. Ростова из 45 образовательных учреждений города: это работники музеев, представители учреждений дополнительного образования, учителя  и учащиеся образовательных учреждений города.

Семинар вела заведующая краеведческо-экскурсионным отделом МБУ ДО ЦДЮТур – Ратушная Н.Ю. Участники семинара были ознакомлены с Положением о проведения X конкурса юных экскурсоводов, при ознакомлении с нормативными документами по конкурсу был сделан акцент на понятия «Контрольный текст экскурсии», «Индивидуальный текст» и их  понятия, уточнены даты и время выступления учащихся по районам.

«Ключевые» тезисы выступлений: роль музея в патриотическом воспитании учащихся, музейная педагогика в системе дополнительного образования детей, музей образовательной организации – пространство интеграции основного и дополнительного образования детей, исследовательская деятельность учащихся на экспозициях музеев, организация поисковой деятельности и работа с экспонатами в школьных музеях патриотической направленности, организация тематических выставок музеем образовательной организации, роль школьных музеев в становлении личности подростка, возможность и потенциал школьного музея  для реализации ФГОС.

В заключение выступлений, и подводя логический итог всему сказанному и услышанному на семинаре, можно сказать, что:

— музейная образовательная среда школьных музеев выполняет не только воспитательные функции, но и формирует практические навыки поисковой, исследовательской деятельности, развивает инициативу, общественную активность школьников, предоставляет большие возможности для организации самостоятельной и творческой работы учащихся;

-школьный музей не только может, но и должен стать эффективным средством реализации ФГОС;

— школьный музей дает возможность использовать большое разнообразие форм и методов, обогащенных новыми подходами, подсказанными современностью.

Семинар показал себя удобной формой деловой площадки для обсуждения актуальных проблем в дополнительном образовании и образовательном пространстве школы.

Опят и знания, которыми делились участники мероприятия – представители различных структур образования и культуры был очень актуален и будет востребован при организации туристско-краеведческой деятельности в учреждении и работе в школьных музеях.

Организаторы и участники семинара уверены, что такие встречи оставляют яркий след в памяти всех участников, дают пример для подражания и способствуют не только профессиональной компетентности педагогов, но и интеллектуальному развитию подростков.

По итогам работы семинара участники заполнили анкеты обратной связи, в которых дали высокую оценку данному мероприятию, ответив на поставленные вопросы и оставили свои отзывы о мероприятии в книге отзывов.

Из отзывов участников семинара:

  • Очень содержательный семинар.
  • Здорово, все рассмотренные вопросы важны и актуальны.
  • Понравились все выступления, а также виртуальные экскурсии, проведенные детьми;
  • Высокий уровень организации и доступность изложения материала, возможность обмена опытом;
  • Семинар организован четко, программа выступлений продумана, узнала много интересного;
  • Спасибо за дружелюбную обстановку и творческий подход к подбору тем;
  • Увидел много интересных форм из опыта музейной работы, спасибо!

 

Все участники Семинара получили доступ к раздаточным научно-методическим и информационным материалам и Сертификат участника.

   

   

 

Заведующая

краеведческо-экскурсионным отделом                                         Ратушная Н.Ю.