Донская керамика

Художественная деятельность, т.е. создание произведений графики, живописи и пластического искусства, связана с процессами восприятия, познания, с эмоциональной и общественной сторонами жизни человека, свойственной ему на различных ступенях развития, в ней находят отражение некоторые особенности его интеллекта и характера.

Художественная керамика во всех ее видах обладает высокой силой воздействия, которая способна затмить другие формы произведений искусства, их представления и образы. Поэтому керамика с давних пор имеет наибольшее признание в искусствоведческих и культурных кругах общества.

«Простота, правда и естественность — вот три великих принципа прекрасного, на которых зиждется искусство. Следуя этим принципам, наши земляки своими умелыми руками превращают краски, ткань, глину, дерево, гранит в настоящие произведения. Но перед тем как подручный материал станет образом безграничной фантазии художника, мастер длительное время собирает материал для работы, подбирает композицию, цветной тон, ракурс. Все это проносит через сердце и душу, и только затем фантазия становится реальностью» — Анатоль Франс.

Керамика является одним из традиционных видов декоративно-прикладного искусства с глубокими национальными корнями, формирующая эстетический и этический вкус ребенка, а так же развивающая чувство прекрасного. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, орнамента, технологию изготовления, знакомясь с особенностями материала, ребенок постигает опыт, накопленный человечеством, и получает импульс к развитию творческих способностей.

Удивительные свойства глины (прочность, огнеупорность, пластичность) позволяют разнообразно использовать её для лепки декоративных скульптур, животных и людей, шкатулок, подсвечников, ваз, настенных панно. Богатые качества глины определяют и различные подходы к формообразованию декоративных изделий и дети обучаются овладевать и использовать их в своих работах. Педагогическая целесообразность программы: развитие творческой инициативы; — накопление навыков работы с глиной;

  • обучаются разным подходам к декорированию и формообразованию изделий из глины;
  • развитию художественного вкуса, внимания, трудолюбия, культуры труда;
  • знакомство с народными промыслами.

Необходимость данной программы. Изучая традиции ремесла, усваивая язык форм, технологию, знакомясь с особенностями материала — постигается накопленный человечеством опыт. Лепка, используемая в керамике в силу своей специфики и необходимости создания объёмного изображения, связанных с двухмерным пространством, способствует развитию зрительного восприятия, памяти образного мышления, совершенствует природное осязание обеих рук, развивает малые мышцы кистей рук, позволяет лучше координировать движение и ориентироваться в пространстве (геометрических фигур, длины, ширины, высоты и т.д.).

Актуальность программы

  • В настоящее время возрос интерес к оформлению интерьеров жилья, офисов и других помещений
  • Изучение национальных, культурных корней через народную игрушку (Дымковская, Филимоновская, Абрашевская)
  • В процессе занятии по программе реализовываются как учебные, так и социально-воспитательные задачи. Новизна программы:
  • Программа содержит теоретическую и практическую часть. Первый год обучения рассчитан на общие знания о промыслах, второй год представлен теми же промыслами только в более широком понимании. Их освоение строится на основе знаний и умений, полученных на первом году обучении. В процессе занятий у учащихся развиваются художественный вкус, творческие способности, оригинальность творческой мысли.
  • Программа дает знания, которые помогают в глубоком изучении и сохранении связи с лучшими традициями и наследием прошлого, позволяющие дать основы профессионального мастерства керамиста, дизайнера-ландшафта и интерьера помещений.
  • Программа позволяет каждому ребёнку, освоив основы лепки, проявить свои творческие способности в создании индивидуальных работ по оформлению интерьера.
  • Программа позволяет постепенно наращивать навыки работы с глиной, глазурями и другими красками.

 

Особенности программы:

  • педагог использует дифференцированный подход в работе с каждым ребёнком, так как группы формируются из разновозрастных детей, имеющих различный уровень базовых знаний и умений;
  • образовательная программа также предусматривает включение детей в учебный процесс в течении учебного года;
  • педагог использует творческий подход к выбору заданий при изучении новой темы, интересной для детей и актуальной на данный момент;
  • образовательная программа нацеливает учащихся не только на освоение теоретических и практических знаний и умений, но и на активное участие в выставках, фестивалях и ярмарках народных ремесел;
  • проводятся встречи, мастер-классы с мастерами керамики, экскурсии в творческие мастерские.

Программа предназначена для обучающихся 8-15 лет, имеет культурологическую направленность. Срок реализации — 4 года.

Данная программа является модифицированной в основу, которой легла типовая программа по керамике в учреждениях дополнительного образования 1983г.

Педагог внес изменения:

  • задания по темам подобраны автором с учётом возраста детей, их интересов, запросов времени.
  • использованы некоторые интересные идеи и темы из программ по керамике Ивановой Е.М., Малогулко И.В. ,Соловьёва И.Ф. и Полиновского Е.Л. , Добрыниной Г.Г. ,измененные в соответствии с целями и задачами данной программы, — разработаны разделы «учебно-тематического плана»; — «методическое обеспечение программы»;
  • использует для занятий более современные источники информации.

Группы формируются из детей в возрасте от 8-15 лет. Система тем и заданий, разработанных в данной программе, дает возможность зачислять всех желающих без предварительного отбора и экзамена. Дети имеют разные знания и умения, поэтому в программе большое внимание уделяется индивидуальному подходу в работе с детьми.

Цель программы: формирование творческого отношения детей к изучению окружающего их предметного мира и умения отобразить его в своих работах.

Задачи:

Образовательные:

 

  • научить свободно пользоваться способами и приемами лепки;
  • научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • познакомить с взаимосвязями природной среды и культурных традиций, нашедших своё отражение в предметах декоративно — прикладного искусства;
  • познакомить с историей развития керамики, как вида прикладного искусства;
  • познакомить с работами местных  мастеров.  Воспитательные:
  • привить детям навыки трудолюбия;

повысить коммуникабельность детей, воспитывающихся вне детского коллектива.

Развивающие:

 

развить творческие способности учащихся;

— развить интерес к определенному виду деятельности;

—  развить наблюдательность, расширить кругозор.

Задачи:

  • развить интерес к керамике;
  • научить свободно пользоваться способами и приёмами лепки;
  • помочь понять особенности материала;
  • научить пользоваться разными способами лепки и выразительности средств;
  • научить создавать форму предмета на основе восприятия и самостоятельного наблюдения;
  • развить наблюдательность, расширить кругозор;
  • познакомить с историей керамики, как вида прикладного искусства;
  • познакомить с работами местных мастеров;
  • формирование, развитие и закрепление знаний, умений и навыков при работе с глиной, красками, глазурями, кистями т.д.;
  • воспитание мастерства, чувства красоты и гармонии, трудолюбия и ответственности;
  • формирование профессионального самоопределения учащихся;
  • воспитание любви к декоративно-прикладному искусству.

Содержание тематического плана может частично корректироваться. В план могут вноситься изменения в связи с участием в конкурсах по объявленным темам, по изменению в материально-технической базе, по социальным запросам учащихся, при появлении новой технологии. Программой обозначен общий объём знаний, умений навыков для каждого.

Отдельные темы занятий с воспитанниками 1,2,3,4 года обучения сходны по названию и содержанию, но рассчитаны на последующее углубление и расширение знаний, умений и навыков. Задания по темам усложняются, предъявляются более высокие требования к качеству лепки, декорированию.