Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего поколения сегодня одна из актуальных задач государства и общества. В Национальной доктрине образования в Российской Федерации определена не только государственная политика в области образования, но и дан социальный заказ государства на воспитание человека с активной жизненной позицией, трудолюбивого и высоконравственного, патриота своей Родины, уважающего права и свободы личности, традиции и культуру других народов, проявляющего национальную и религиозную терпимость. Изменения военно-политической обстановки в мире требуют укрепления экономической мощи Отечества, повышения его обороноспособности, отлаженной работы всей системы патриотического воспитания подрастающего поколения, подготовки его к защите Родины.
Патриотизм — система ценностей, которыми располагает человек и общество; важнейший духовно-нравственный фактор сохранения общественной стабильности, независимости и безопасности государства.
Изучение истории родной земли, истории нашего Отечества, боевых, трудовых и культурных традиций, устоев народа было и остается важнейшим направлением в воспитании у детей и подростков патриотизма, чувства любви к нашей великой Отчизне, к малой и большой Родине. Соприкасаясь с историей родного края, Отечества, подрастающее поколение приобщается к трудовому и ратному подвигу земляков, равняется на лучших, учится беззаветному служению Отечеству на героических примерах жизни и деятельности наших предков, дедов и отцов.
Тема актуальна и значима для возрождения и развития духовно-нравственных ценностей, необходима при формировании морально- этических принципов учащихся, подготовки молодежи к активному участию в развитии гражданского общества и российской государственности.
Учитывая важность военно-патриотического направления в социальных дисциплинах, необходима систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Изучение истории воинской славы России позволяет учащимся ощутить свою принадлежность к великой культуре России, занимающей значительное место в мировой истории. Особенно это актуально сегодня — когда Россия возрождается.
Цели курса:
формирование у подрастающего поколения чувства гордости за свою страну свой народ;
приобщение детей к нравственным идеалам общества;
воспитание патриотических, национальных и интернациональных чувств.
Задачи курса:
способствовать развитию познавательной компетенции учащихся, умений ориентироваться в потоке разнообразной информации, систематизировать ее, сопоставлять исторические события и их оценки учеными;
расширить знания учащихся о российской истории; формировать умение работать с источниками;
развивать интерес к историческому прошлому российского народа;
способствовать формированию умения публично выступать (на семинарах, в дискуссиях);
способствовать развитию мыслительных, творческих, коммуникативных способностей учащихся.
Курс рассчитан на учащихся IХ классов, длительность курса — 114ч., с недельной нагрузкой 3часа. Занятия в кружке рассчитаны на 1 год.
В основе предлагаемого курса — лекционная система и самостоятельная работа учащихся с проблемными заданиями, историческими источниками, научной, учебной литературой, а также материалами школьных музеев.
Формы работы кружка:
- исследовательская и поисковая работа;
- круглые столы;
- защита творческих проектов;
- экскурсии;
- игры;
- турниры;
- создание баз данных;
- эстафеты и т.д.
Занятия курса проводятся по следующему плану:
- История возникновения праздника.
- Описание события, которому посвящен праздник (при изучении сражений даются предыстория, сведения о времени и месте проведения, противниках, командующих, расстановке сил, ходе, итоге).
- Историческое значение события.
Ожидаемые результаты. В результате реализации программы ожидается:
— в познавательной сфере: развитие творческих способностей (креативность мышления: способность к обнаружению и постановке проблем; способность к генерированию идей; оригинальность; способность к усовершенствованию путем добавления деталей; способность решать проблемы, т. е. способность к анализу и синтезу, способность проводить исследовательскую и проектную деятельность по изучению родного края, проводить презентацию исследовательских работ на конкурсах.)
— в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений (возможность оценить через участие в конкурсах и викторинах, предложенные в ходе обучения).
— в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности (любовь к своей стране, родному краю, честность, ответственность за свои поступки, доброта и забота о других, порядочность, уважение к старшему поколению и к сверстникам).