Литературное краеведение

Воспитание гражданственности, высоких нравственных качеств, патриотизма – главная задача, стоящая перед учителем литературы.

Чувство Родины начинается с любви к родному краю, которое пробуждается в душе каждого человека еще в раннем детстве, с любви к родному дому, к близким людям. И в этом огромную роль играет литературное краеведение.

      Ценность литературного краеведения заключается в том, что оно, расширяя и обогащая знания школьников о родных местах, прививает им любовь и уважение к истории культуры родного края, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью.

      Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос, где познал «первых лет уроки». Родной край и населяющие его люди, неповторимый облик родной природы – все это, прошедшее через сознание, становится частью человеческой судьбы. Занятия краеведением являются важным источником патриотическою воспитания учащихся, расширения их жизненного кругозора. Краеведение вводит учащихся в мир природы и человеческих отношений. Это не только углубляет представления школьников об истоках литературы, но и расширяет их кругозор. В этом случае ярче предстает сам процесс литературного произведения, зримее выступает, так называемый «первоэлемент» литературы – слово. Книги писателей-земляков раскрывают красоту окружающей природы, жизнь которой юные краеведы познают непосредственно во время экскурсий и походов по родному краю. Близость к природе убеждает учащихся беречь ее богатства, сохранять и приумножать созданное усилиями поколений. Школьники становятся ее добрыми друзьями и защитниками. Любовь к природе у людей, способных понимать ее живую красоту, постепенно сливается с чувством Родины, переходит в глубокие патриотические убеждения. Краеведческие занятия воспитывают жажду познания, формируют устойчивый интерес к поискам нового и тем самым способствуют развитию творческой мысли.

      Ростовская область – это динамично развивающийся регион России, а современный уровень развития экономики, культуры, общественно-политической системы области предопределяют его все возрастающую роль в составе как Южного федерального округа, так и России в целом. Отмечая весомую роль Ростовской области в жизни юга России, хотелось бы отметить, что история и культура Донского казачества, с которым связана Ростовская область, имеют особое значение для России.

        В основу регионального компонента Ростовской области, прежде всего, легли культурные и исторические факты, связанные с Донской землёй; они и определили содержание регионального образования. Приказ Министерства общего и профессионального образования Ростовской области № 1271 от 02.06.2004 «Об утверждении примерного учебного плана для образовательных учреждений Ростовской области, реализующих программы общего образования», ст. 3 Областного закона № 184-ЗС от 22.10.04 «Об образовании в Ростовской области», областная целевая программа поддержки казачьих обществ на 2004-2006 гг., определили саму образовательную программу, ее содержание.

               Целью регионального компонента   стандарта литературного образования в Ростовской области является обогащение духовного мира учащихся путем их приобщения к лучшим образцам искусства слова Дона и о Доне и на основе творческой деятельности формирование гуманистического мировоззрения, воспитание любви и уважения к нравственным ценностям донской культуры, к лучшим чертам  менталитета жителей Донского края, развитие читательской культуры, потребности в чтении художественных произведений писателей Дона и о Доне. Необходимо отметить, что донская литература изучается во взаимодействии с культурами других национальных групп, что является основой стабилизации и развития социально-экономической, духовно-культурной ситуации в регионе. Немаловажно и то, что донская проза в Ростовской области рассматривается в контексте культуры и литературы России, а толерантность, заложенная в целях и задачах регионального компонента, является залогом успешного, положительного развития общественных отношений, интеграции культур и взаимодействия их носителей.

      Региональная программа Ростовской области предусматривает изучение фольклора Дона, сказок, былин, казачьих песен, произведений русских писателей, связанных с Доном, и писателей – уроженцев Дона.

        Донской край – это родина А.П.Чехова и М.А.Шолохова. Лучшие традиции этих выдающихся мастеров слова продолжали талантливые писатели: В.Закруткин, А.Калинин, Б.Изюмский и др., которые внесли свой творческий вклад в сокровищницу не только донской, но и отечественной литературы.

     На донской земле неоднократно бывали А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов, которые полюбили этот край и воспели в своей стихах. С историей Дона связаны имена и таких писателей, как А. Солженицын, А.Фадеев, Л.Н.Толстой, М.Горький, В.Маяковский.      Знакомство с жизнью и творчеством писателя помогает учащимся лучше понять художественную правду его произведений, красоту языка, глубину мыслей и чувств.