• pic1
  • pic2
  • pic3
Центр Детского и Юношеского Туризма и Экскурсий (юных туристов) г. Ростова-на-Дону

Организация мастер — класса в образовательном учреждении

Я знаю, как это сделать и научу Вас

Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу. Несмотря на  это,    презентация          наработанного профессионального опыта в ходе проведения мастер — класса до сих пор вызывает многих педагогов затруднения.

Идея мастер — класса заимствована из практики музыкантов и ху­дожников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы (например, над музыкальным произведением или оригинальную технику живописи) широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь, в отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность приобщиться к про­цессу рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни уда­ется лишь немногим. Учениками становятся как преподаватели, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер-класс позволяет познакомиться с работой над конкретным про­изведением, творческим продуктом и более общими принципами и походами педагогической и исполнительской деятельности.

Мастер-класс — это показательный урок (занятие) специалиста для рабо­тающих без отрыва от производства. Участники мастер — класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя. Уникальность этой формы общения за­ключается в том, что приемы и способы решения педагогических х примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей.

Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения  определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Преимущества такого подхода:

  • высокая эффективность, неоднократно подтвержденная на­учными исследованиями в области социальной и педагогиче­ской психологи, также разнообразными социологическими мониторингами;
  • приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
  • развитие гибкости мышления;
  • возможность (для уже состоявшихся специалистов) познако­миться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.

Для того чтобы организовать мастер-класс в образовательном учреждении, необходимо четко определить цель данной формы общения.  В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбуч­ным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер — классах специалисты делятся своими профессиональными секрета­ми, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а моло­дым — открыть новые привлекательные грани выбранной профессии. Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Благодаря мастер – классам, осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в учреждении. Несмотря на то, что мастер-класс сродни семинару (и там и здесь специ­алист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или ме­тод), первый — всегда однодневное ме­роприятие.

К участию в мастер — классах пригла­шаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер — класса происходит на основе продуктив­ной деятельности всех участников.

При организации мастер — класса  нужно руководствоваться форму­лой: «Как ? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным меропри­ятием.

Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс — это не лек­ция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого пред­полагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать слушателя.

Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую ауди­торию (т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?». Более всего мастер-класс будет полезен:

  • для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую об­разовательную программу;
  • педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием;
  • педагогов, которые хотели бы по­высить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;
  • специалистов, у которых есть портфолио (список выполненных работ ляжет в копилку собствен­ного опыта, поможет в самопре­зентации на любом уровне);
  • методистов образовательных уч­реждений.

 Мастер-класс не является ни семи­наром, ни тренингом, его время и воз­можности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.

Мастер-класс предполагает:

  • описание общего алгоритма ра­боты;
  • анализ одной или нескольких кон­кретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;
  • обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
  • подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффек­тивного использования;
  • ответы педагога-мастера на инте­ресующие слушателей вопросы.

Продумав содержание мастер — класса, можно перейти к его орга­низационной части, которая имеет несколько особенностей.

Продолжительность мастер — класса не является постоянной. Обычно — от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования, климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Кроме того, при организации мастер — класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:

  • удобное для проведения занятий помещение;
  • проектор (для показа схем и иллюстраций);
  • канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветные мар­керы )

Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу – мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а присутствующим коллегам — повысить профессиональную компетентность.

Деятельность участников мастер – класса

  • изучение разработок по теме мастер-класса;
  • участие в обсуждении полученных результатов;
  • постановка вопросов, получение консультаций;
  • обсуждение собственных проблем, вопросов, разра­боток;
  • предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.

Для  проведения мастер — классов необходимо наличие документов:

  • Положение о мастер — классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер — класса как особой формы обмена педагогическим опытом, а так же особенности его организации в данном учреждении.
  • Памятка для педагога – мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер – классу.
  • Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер — классе, о личности ведущего мастер-класс, входит в состав раздаточного материала для участников мастер-классов.
  • План — конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
  • Анкета для участников мастер — класса — фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников, является элементом рефлексии.

Анализ и обобщение полученной информации дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.

Приложение 1

Положение о мастер —  классе

  1. Общие положения

 

1.1. Мастер-класс — один из наиболее эффективных современных способов обмена и распростра­нения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.

1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на прак­тике программы, методики, технологии.

1.3. Ведущим (автором) мастер — класса является педагог-мастер — высококвалифицированный педа­гогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профес­сиональной деятельности.

1.4. Педагог-мастер при проведении мастер — класса руководствуется настоящим Положением и несет от­ветственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер — класса.

  1. Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер — класса

Целью мастер — класса является:

2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер — класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.

Задачами мастер — класса являются:

2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер  -класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;

2.3.Обучение участников мастер  — класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируе­мого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;

2.4.Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся;

2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;

2.6.Активизацию познавательной деятельности участников мастер — класса;

2.7.Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстри­руемой деятельности;

2.8.Рост мотивации участников мастер — класса к формированию собственного стиля творческой пе­дагогической деятельности.

  1. Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер — класса

3.1.Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).

3.2.Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:

  • рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
  • характеристика учащихся;
  • ознакомление участников мастер — класса с основными приемами и методами работы, дидакти­ческими материалами, которые будут демонстрироваться.

3.3.Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме:

  • открытого занятия с участием учащихся;
  • практического занятия с участниками мастер — класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
  • ролевых, имитационных игр с участниками мастер — класса и др.

3.4. Рефлексия:

  • самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером; а вопросы участников мастер — класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т. п.);
  • общая дискуссия, заключительное слово педагога-мастера.

3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер — класса по использованию представ­ленного педагогического опыта.

  1. Организация мастер — класса

4.1.Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения — для сотрудников учреждения, так и на городском уровне — для педагогов других образовательных учреждений.

4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии ме­роприятий, объединенных одной темой.

4.3.Мастер-класс городского уровня проводится, как правило, вне основной сетки часов педагога-мастера и оплачивается по представлению руководителя образовательного учреждения.

4.4.Участие педагогических работников в проведении мастер — классов учитывается при аттестации.

  1. Документы, регламентирующие проведение мастер-классов

К документам, регламентирующим деятельность педагогов в данном направлении, относятся:

  • настоящее Положение;
  • приказ директора об организации и проведении мастер — классов;
  • протоколы заседаний МО, на которых рассматривались вопросы организации и проведения мастер – классов;
  • план — график проведения мастер — классов по учреждению;
  • информационная справка по результатам проведения мастер – класса;
  • план – конспект мастер – класса.

Приложение 2

Памятка для педагога – мастера

 о подготовке и проведении мастер – класса

 

1.Этап подготовки

1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:

  • интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
  • текстовые формы — листовки, буклеты, объявления, афиши;
  • личные контакты — устная информация по телефону, на мероприятии и т. д;
  • приказ по учреждению.

1.2. Структура объявления о мастер-классе: и Ф.И.О. автора;

  • сведения об авторе; в фото;
  • тема мастер — класса;
  • аннотация мастер — класса;
  • кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
  • дата проведения мероприятия;
  • адрес образовательного учреждения;
  • примерная продолжительность;
  • контактный телефон, электронный адрес.

1.3. Подготовка помещения:

  • посадочные места, а также столы или планшеты;
  • технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видео­магнитофон, доска и т. п.);
  • оборудование в зависимости от профиля;
  • расходные материалы;
  • канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры.

1.4. Регистрация участников:

  • лист регистрации участников;
  • ответственные за регистрацию.

1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:

  • информационная справка о мастер-классе;
  • методические рекомендации по применению представляемой технологии;
  • дидактические материалы — схемы, выкройки, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению педагога-мастера.

1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации).

План-конспект имеет следующую структуру:

  • тема;
  • цель и задачи мастер-класса;
  • ожидаемые результаты;
  • ход мастер-класса;
  • методы и приемы;
  • дидактические материалы;
  • список литературы.
  1. Этап реализации:

2.1.Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер — класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).

2.2.Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.

2.3.Постановка целей и задач мастер — класса.

2.4.Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т. п.).

2.5.Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов  работы с использованием тех или иных форм:

  • элементов открытого занятия с участием обучающихся;
  • практического занятия с участниками мастер — класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
  • ролевых, имитационных игр с участниками мастер — класса и др.

2.6. Индивидуальная работа с участниками мастер — класса (при необходимости).

2.8. Осуществление видеозаписи

  1. Этап рефлексии

3.1. Самоанализ педагогом-мастером  проведенного  мастер — класса.

3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу  по проведенному занятию.

3.3. Общая дискуссия.

3.4. Заключительное слово педагога – мастера.

3.5. Опрос участников мастер — класса (анкетирование).

3.6. Заполнение книги отзывов.

Приложение 3

Информационная справка о мастер-классе

 

Структура информационной справки:

 

  • тема мастер-класса;
  • место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
  • Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
  • сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
  • аннотация мастер-класса (указать, что демонстрируется во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
  • рекомендуемая литература;
  • контактный телефон автора, электронный адрес.

Приложение 4

План – конспект мастер-класса

Педагог-мастер  _______________________________________________

Дата проведения ______________________________________________

Время проведения _____________________________________________

Место проведения     ___________________________________________

Продолжительность мастер-класса   ______________________________

Цель мастер-класса:   _________________________________________  

 

Задачи:

  • обучающие (перечислить)___________________________________
  • развивающие (перечислить)__________________________________
  • воспитательные (перечислить) _______________________________

 

Оборудование: ______________________________________________________­­­­­­­­­­­­­­­­­­­_______

Раздаточный материал: _____________________________________________________________

 

Ход мастер-класса: 

  • вводная часть (5 мин);
  • основная часть (35 мин);
  • заключительная часть (5 мин).

Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью _______________________________________________________________

_______________________________________________________________

Педагог _______________________________________________________________

Проверяющий _______________________________________________________________

Приложение 5

Анкета для участника мастер-класса

Уважаемый коллега!

Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результатив­ности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.

1.Из каких источников Вы узнали об этом мастер — классе?

□ свое образовательное учреждение;

□ управление образования города Ростова – на — Дону;

□отдел образования района;

□ сайт образовательного учреждения;

□ другие источники ________________________________________________________________

  1. Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?

□ желание усовершенствовать собственную методику;

□ стремление познакомиться с известным в городе педагогом;

□ желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями;

□ простое любопытство;

□ обязало начальство;

□ другое    _______________________________________________________

  1. Что Вам понравилось?

□ оригинальная методика;

□ личность педагога;

□ инновационные подходы;

□ отдельные педагогические приемы;

□ техническое оснащение;

□ структура занятия;

□ организация мастер — класса;

□ атмосфера мастер — класса;

□ другое  _______________________________________________________

  1. Что, по Вашему мнению, в данном мастер — классе требует дополнительных разъяснений?

□ методика;

□ отдельные педагогические приемы;

□ техническое оснащение;

□ структура занятия;

□ организация мастер — класса;

□ другое _______________________________________________________

  1. Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?

□ стала понятной авторская система педагога-автора;

□ повысилась моя компетентность по ряду аспектов;

□ получил следующие навыки _______________________________________________________________

  1. 6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?

________________________________________________________________

  1. Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными? ________________________________________________________________
  1. Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?

________________________________________________________________

 

  1. Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?

________________________________________________________________

  1. Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?

________________________________________________________________

________________________________________________________________

  1. В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:

Пол   ___________________________________________________________

Возраст ________________________________________________________________

Должность ________________________________________________________________

Благодарим Вас за участие в опросе!

Список литературы

  1. Кленова Н.В., Абдухакимова С. А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
  2. Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
  3. Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006.
  4. Русских Г.А. Структура мастер — класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.
  5. Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
  6. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
Рекомендации ПДО

Экскурсии
Прием детей
elektr_ds
Мы в соцсетях
___end_odnoklass
112
logo_for_auto
К 70-летию Победы

emblema-70-risunok

инф-обр ресурсы
Официальный интернет-портал правовой информации

официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

федеральный портал "Российское образование"

 информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

 единая коллекция цифровых образовательных ресурсов 

федеральный центр информационно-образовательных ресурсов 

Молодежный туризм в России

оэцуОбластной экологически центр учащихся Ростовской области

пилигрим Центр детско-юношеского туризма "Пилигрим"

Новый рисунокОтдел туризма ГБОУ ДОД РО ОЭЦУ

 Дворец Творчества Детей и Молодежи города Ростова-на-Дону

Ассоциация «Живая природа степи»

Информационный портал развитие дополнительного образования детей

title2 (1)

Фонд имени Трошева Г.Н.

"Клуб Планета"

 Федеральный центр детско-юношеского туризма и краеведения

Федеральный детский эколого-биологический центр

Федерация спортивного ориентирования России

 

Федерация Спортивного ориентирования Ростовской области

спортивное ориентирование в Краснодарском крае

Краевая станция юных туристов Краснодарского края

МБУ ДО ЦДЮТиК г.Камышин

Белгородский областной Центр детского и юношеского туризма и экскурсий

республиканский центр детско-юношеского туризма

станция юных туристов Ростов Великий

Туристский портал

kubok-pobedy-orientirovanie-2016