Программа площадки

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ (ЮНЫХ ТУРИСТОВ)

г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 113 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

ПРОГРАММА

 

муниципальной инновационной площадки на тему: 

«Гражданско-патриотическое воспитание как фактор

социализации и ресоциализации личности»

 

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

 

ОБЩИЕ  СВЕДЕНИЯ

муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)  г. Ростова-на-Дону (ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону).

Юридический адрес:344019 г. Ростов-на-Дону, ул. Каяни, 14

муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону (МОУ СОШ № 113).

Юридический адрес: 344093 г. Ростов-на-Дону ул. Туполева 2/2

 

 

СОДЕРЖАНИЕ  И  ОБОСНОВАНИЕ  ПРОГРАММЫ

 

Нормативно-правовой и документальной основой программы инновационной площадки являются: Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 25.12.2008 г.  №  281-ФЗ, Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 № 233 в редакции Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 № 212, от 08.08.2003 № 470, Изменений, которые вносятся в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 № 752, федеральный государственный образовательный стандарт основного (общего) и среднего (полного) образования, Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации и государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 г.»

Программа предназначена для обучающихся 5-11 классов муниципального общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону и воспитанников муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Ростова-на-Дону.

Программа определяет содержание, основные пути интеграции деятельности основного и дополнительного образования по гражданско-патриотическому воспитанию и направлена на формирование патриотизма, гражданственности, социализации обучающихся.

Программа представляет собой определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических взаимодействий.

Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

Программа гражданско-патриотического воспитания имеет большое значение для решения ряда воспитательных и социальных проблем.

 

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ

Важнейшей составной частью воспитательного процесса в современной российской школе является формирование патриотизма и культуры межнациональных отношений, которые имеют огромное значение в социально-гражданском и духовном развитии личности ученика. Только на основе возвышающих чувств патриотизма и национальных святынь укрепляется любовь к Родине, появляется чувство ответственности за ее могущество, честь и независимость, сохранение материальных и духовных ценностей общества, развивается достоинство личности.

Гражданско-патриотическое воспитание воздействует на обучающихся через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях — это целенаправленный нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

В формирование гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, должны осуществляться различные формы интеграционных процессов между основным (общим), средним (полным) и дополнительным образованием.

Гражданско-патриотическое воспитание следует рассматривать как общественно-историческое явление и как необходимость, цели и содержание которых,  определяются закономерными тенденциями, существующими в обществе.

 

 

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ

 

Целью инновационной площадки является разработка системы воспитания, которая позволит сформировать гражданско-патриотические качества личности.

Серьезные изменения, существующие в сфере духовного бытия, имеющие как общие прогрессивные перспективы, так и негативные последствия, влияющие на нравственное здоровье нации. Бездуховность, ориентиры на западные прагматические образцы жизни, потеря народных культурных корней, рост преступности, насилия — все это печальные реалии современного российского общества.

В большей степени духовный кризис отразился на детях, которые в условиях переоценки ценностей, оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения. В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации и ресоциализации. Поэтому данная программа в большей степени ориентирована на запросы обучающегося и его родителей.

Объект исследования:

— воспитанники ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в 5-11 классов МОУ СОШ № 113;

— родители воспитанников;

— педагоги инновационной площадки.

Предмет исследования — гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации и ресоциализации личности.

Гипотеза – туристско-краеведческая деятельность позволит сформировать гражданско-патриотические качества личности.

В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

—       формирование чувства патриотизма, гражданственности;

—       развитие социально значимых качеств у обучающихся, позволяющих адаптироваться к жизни и деятельности в современном обществе;

—       повышение профессионализма и психолого-педагогических компетенции организаторов и специалистов гражданско-патриотического воспитания;

—       разработка и апробирование модели сетевого взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования;

—       интеграция основного и дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся;

—       разработать научно-методическое сопровождение реализации модели взаимодействия (комплект авторских дополнительных образовательных программ).

Программа ориентирована на принципы: партнерства, целостности, природо-культуро-социосообразности и сетевого взаимодействия.

Принцип партнерства предполагает консолидацию возможности всех социальных партнеров, подчинение интересам и целям исследуемой темы.

Принцип целостности реализует единую стратегию скоординированного развития всех составляющих системы образования.

Принцип природо-культуро-социосообразности имеет развивающую и воспитательную направленности, обеспечивает единство социализации и индивидуализации ребенка, становление начальных компетентностей, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи.

Принцип сетевого взаимодействия позволяет комплексно решать педагогические задачи, определяет эффективность механизмов реализации этих решений в массовой практике.

 

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА

 

—       аксиологический подход (Л.М. Архангельский, М.В. Демин, А.Ф. Лазурский, Л.Н. Столович, Е.Н. Шиянов и др.);

—       проблемы социализации (Б.Д. Парыгин, Л.П. Буева, С.С. Батенин, А.К. Уледов, Е.Б. Столбун, Х.Б. Сабиров, Л.М. Снежко, Н.В. Андреенкова и др.);

—       соотношения социализации и воспитания (Л.В. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, А.В. Мудрик, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.);

—       проблема гуманизации, теории и практики образовательного процесса и воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Л.Г. Борисова, С.Л. Братченко Л.Ф. Колесников, И.Б. Котова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.Н. Турченко, Е.Н. Шиянов и др.);

—       теории становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения  (Л.И. Новикова, В.А. Караковского, Л.С. Щуркова, И.А. Колесникова, А.М. Рябченко и др.);

—       проблемам дезадаптации, ресоциализации, превентивной психопедагогики  (С.А. Беличева, Г.А. Гусев, Н.В. Литвиненко, Ю. А. Урманцев и др.);

—       исследования в области туристско-краеведческой деятельности (В.П. Голова, П.В. Иванова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова и др.).

 

НАУЧНАЯ НОВИЗНА И ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

 

—       определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся в условиях интеграции основного и дополнительного образования;

—       уточнение понятия гражданско-патриотического воспитания;

—       обеспечение интереса обучающихся к общению, совместным общественно-полезным действиям;

—       подведение обучающихся к сознательному выбору норм поведения, характеру и формам взаимоотношений с товарищами;

—       привитие потребности в социально-значимых действиях;

—       формирование активной жизненной позиции с перспективой реализации в профессии;

—       обоснование места и роли дополнительного образования в образовательном пространстве обучающихся МОУ СОШ №113.

 

ЭТАПЫ  РЕАЛИЗАЦИИ  ПРОГРАММЫ

 

         Реализация программы включает в себя следующие этапы:

 

1-й этап — подготовительный (2011-2012 г.)

 

—       Изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблеме гражданско-патриотического воспитания, социализации и ресоциализации личности.

—       Разработка диагностического инструментария для отслеживания качественных изменений в личностном развитии обучающихся, прохождения социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Стартовая диагностика обучающихся.

2-й этап — основной (2012 – 2013 г.)

 

—       Разработка научно-методического сопровождения модели взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Создание интегрированной системы гражданско-патриотического воспитания в рамках основного и дополнительного образования для социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Диагностика мотивации посещения детских объединений.

—       Создание проблемных групп для работы в инновационном режиме.

—       Привлечение родителей обучающихся к жизнедеятельности учреждения (семейные клубы, участие в массовых мероприятиях) как механизм, облегчающий социализацию и ресоциализацию обучающихся.

—       Создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ №113.

3-й этап — заключительный (2013 – 2014 г.)

 

—       Разработка комплексной программы интеграции общего и дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания для социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Разработка методических рекомендаций по проблемам гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Разработка и апробация модели процесса ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе.

—       Обобщение и распространение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования как фактора социализации и ресоциализации обучающихся.

—       Публикации в СМИ о деятельности учреждений.

—       Разработка, сертификация походных и экскурсионных маршрутов.

НАПРАВЛЕНИЯ  РАБОТЫ

 

На протяжении всей жизни в человеке протекают два взаимосвязанных процесса — личностное становление и процесс социализации, вхождение человека в общность.

1)Воспитание и социализация обучающихся осуществляются не только образовательными учреждениями, но и семьей. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ребенка. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно, составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и массовых мероприятиях.

2) Гражданско-патриотическое воспитание является важной составляющей воспитания личности в эпоху смены идеалов. В рамках деятельности инновационной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся как фактор социализации и ресоциализации личности» интегрируются дополнительные образовательные программы следующих направлений: «Юные патриоты», «Юные экскурсоводы», «Туристы-краеведы», «Специальная подготовка ориентировщиков в системе ДОД», «Туристское многоборье», которые оказывают влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, почитания ценностей многонационального государства, изучение героического прошлого  старших поколений и взаимодействуют с образовательными учреждениями и музеями города Ростова-на-Дону.

3) Туризм и краеведение – интегративная деятельность, которая при разумной организации дает огромные воспитательные и образовательно-оздоровительные результаты, играет большую роль в становлении личности ребенка, задействует духовно-нравственную, физическую, эмоционально-чувственную, волевую, потребностно-мотивационную и интеллектуальную сферы ребенка.

 

 

НАУЧНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

 

Теоретические задачи:

— анализ исследуемой  проблемы;

— выделение критериев оценки формирования гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающих;

— разработка экспериментального исследования;

— подбор и разработка диагностического инструментария;

— количественный и качественный анализ полученных данных.

 

Практические задачи:

— первичная диагностика;

— промежуточная диагностика;

— итоговая диагностика.

Для подтверждения гипотезы и в соответствии с поставленными задачами инновационной площадки планируется создание трех групп:

¾              родители воспитанников;

¾              педагоги инновационной площадки;

¾              воспитанники ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ № 113.

Группу воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ № 113 планируется разделить на две подгруппы (Таблица 1).

Таблица 1

Название подгруппы

Критерии включения в группу

Подгруппа

социализации

¾   обучающиеся не вошедшие в группу ресоциализации.

Подгруппа

ресоциализации

¾   имеются вредные привычки (употребление ненормативной лексики, курение, употребление алкоголя);

¾   зафиксировано асоциальное поведение, кражи, хулиганство;

¾   плохая успеваемость (текущие оценки 2-3)

 

Всего выборка исследования группы воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ №113 составит 150 человек.

Процесс формирования двух подгрупп будет осуществляться при помощи следующих методов:

  1. Биографический (анализа материалов биографического характера, проливающих свет на психологические особенности воспитанника и условия его развития) — состав семьи, основные характеристики ее членов (возраст, образование, профессия, должность), социально-бытовые условия, своеобразие положения и поведения воспитанника в семье;
  2. Анализ продуктов деятельности (основан на анализе результатов учебной работы, общественной деятельности) — анализ успеваемости воспитанников;
  3. Анкетирование классных руководителей — выявление воспитанников с поведенческими проблемами;
  4. Тестирование обучающихся по выделенным критериям;
  5. Методы математической статистики (критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ и др.)

Результаты работы инновационной площадки будут оцениваться по выделенным критериям.

Так, в группе педагогов критериями выступают:

—                   новые технологии работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

—                  увеличение числа походных и экскурсионных маршрутов;

—                  создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ № 113;

—                  публикация статей по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

В группе родителей воспитанников:

—                  увеличение числа родителей, участвующих в школьных мероприятиях (родительские собрания, праздники и др.);

—                  увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях инновационной площадки;

—                  создание родительских объединений.

В группе воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ №113, как в подгруппе социализации, так и в подгруппе ресоциализации были выделены количественные и качественные критерии оценивания.

К количественным критериям оценивания мы относим:

—                   успеваемость воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся  в МОУ СОШ №113;

—                   частота участия в школьных, районных, городских и государственных мероприятиях.

К качественным критериям оценивания мы относим:

—                    толерантность;

—                    иерархия ценностей;

—                    направленность на приобретение знаний;

—                    социально-психологическая адаптация;

—                  отношение к труду;

—                  предрасположенность к конфликтному поведению;

—                   уверенность в себе;

—                   самооценка.

Эффективность результатов программы может быть представлена на уровнях:

  1. индивидуально-личностном, где показателем результативности являются положительные изменения у обучающихся в компонентах личностного образования, переход количественного уровня познаний в качественный;
  2. микросоциума образовательных учреждений (МОУ СОШ №113 и ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону), где показателем являются качественные изменения воспитательного и образовательного пространства и среды, создание условий для выявления и творческой самореализации, как воспитанников, так и педагогов.

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

 

—        положительная динамика роста гражданско-патриотического сознания обучающихся, возрастание их социальной и трудовой активности;

—        повышение уровня социализации, ресоциализации и творческой самореализации детей;

—        применение в практической деятельности методик анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

—        выработка новых подходов к формированию гражданско-патриотического воспитания  в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

—        обобщение и распространение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

 

ДОСТОВЕРНОСТЬ И ОБОСНОВАННОСТЬ

РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ

 

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок, использованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данных.

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ПРОГРАММЫ

 

—        разработка комплексной программы гражданско-патриотического воспитания в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

—        апробация, обобщение и распространение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

—        разработка методических рекомендаций по проблемам гражданско-патриотического воспитания, социализации и ресоциализации детей;

—        разработка, сертификация походных и экскурсионных маршрутов;

—        создание семейных объединений;

—        создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ № 113;

—        улучшение материально-технической базы учреждений, участвующих в эксперименте (строительство «физкультурно-оздоровительного комплекса» для ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, реконструкция спортивного зала МОУ СОШ №113).

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. СПб, КАРО, 2007.
  2. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики. // Педагогика, 2007. №6
  3. Видякин М.В. Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Вяземский Е.Е. Гражданское образование в основной школе. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2001.- № 9.
  5. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.2002. – № 7.
  6. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  7. Колотий С.В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения. // Инновации в образовании, 2006. №6.
  8. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  9. Кумицкая Т.М. Мастер-класс для заместителей директора по воспитательной работе: Организация и планирование работы. М.: 5 за знания, 2006.
  10. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
  11. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. М.: 2006.
  12. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель», 2006.
  13. Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – № 1.
  14. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.
  15. Татарченкова С.С. Организация методической работы в современной школе. КАРО, 2007.