Туристское многоборье

Туристско-краеведческая деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Данная программа предусматривает приобретение обучающимися основных знаний о своем крае, технике и тактике туризма, ориентировании на местности, ведении краеведческих наблюдений и исследований, оказании первой медицинской помощи. Программа позволяет последовательно решать задачи физического и нравственного воспитания детей, формируя у них целостной представление об обеспечении безопасности жизнедеятельности, улучшении состояния здоровья, а, главное, воспитывая личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. В ходе реализации программы создаются условия для активной социальной адаптации воспитанников в объединении. Предполагается выявление и активная психолого-педагогическая поддержка развития творческих способностей, талантов и возможностей обучающихся, определение уровня физической подготовленности, возрастного и функционального развития; составление психолого-педагогического портрета – характеристики ребенка, изучении межличностных взаимоотношений и предпочтений в его окружении (в том числе объединении), социуме.

Программа рассчитана на три года обучения:

  • 1-ый год обучения (144 или 216 часов):
    • Включает понятие – «Туристское многоборье» и «Ориентирование», закладывает основы знаний в этой области;
    • Развивает познавательную и общественную активность школьников;
    • Воспитывает гражданственность, патриотизм, любовь к родному краю;
  • 2-ой год обучения (216 часов):

—    Дает специализацию в туристском многоборье, расширяет и углубляет знания основ спортивного туризма, кружковцы выполняют специальные разряды, активно участвуют в спортивных походах, соревнованиях, сборах, по окончании года в зачетном спортивном путешествии, выступают на городских и областных соревнованиях и краеведческих конференциях, где проверяют своё мастерство;

  • 3-ий год обучения (216 или 324 часа):

—    Дает специализацию в отдельных областях пешеходного туризма и ориентирования на местности. Продолжают активно участвовать в походах, соревнованиях, сборах, выступать на городских и областных соревнованиях и краеведческих конференциях, где подтверждают своё мастерство.

Принятая структура программы обеспечивает её динамичность. Процесс воспитания и обучения ориентируется на достижение определенного уровня квалификации. Причём квалификационный уровень характеризуется комплексной и законченной подготовленностью к выполнению разрядных требований и судейской категории. Каждый квалификационный уровень имеет два направления знаний – теоретическое и практическое. При этом квалификационные уровни построены таким образом, что завершение одного из них, дает основу для уверенного начала обучения в следующем этапе подготовки, сохраняет преемственность, движется по возрастающей – от простого к сложному, от начальной подготовки к спортивной подготовке.

Теоретические занятия проводятся с привлечением наглядных материалов и сдачей зачетов по теме курса. Практические занятия проводятся в 1-3-х дневных учебно-тренировочных походах, во время проведения туристских мероприятий, а так же на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются в многодневных степенных или категорийных походах, на соревнованиях.

Механизмом оценивания результатов является:

  • контроль уровня ОФП по основным показателям (сила, ловкость, скорость, выносливость);
  • проверка уровня сформированности знаний, умений и навыков (по итогам соревнований);
  • ежегодное медицинское обследование;
  • тестирования и доклады по краеведческому материалу.

В результате освоения данного курса, обучающиеся должны знать:

  • историю родного края;
  • особенности проведения различных видов соревнований;
  • основные меры обеспечения безопасности, правила поведения человека в горах, на соревнованиях, тренировках;
  • основы ориентирования;
  • правила оказания доврачебной помощи;
  • основы туристской подготовки;

уметь:

  • работать с туристским снаряжением;
  • преодолевать естественные препятствия;
  • измерять азимут и расстояние, определять стороны горизонта;
  • определять места пригодные для организации привалов и ночлегов;
  • планировать дистанции;

После каждого года обучения за рамками учебных часов проводится многодневное туристское мероприятие – поход, слет, соревнования, туристский лагерь, сборы и т.п.