Юные велотуристы

Программа «Юные велотуристы» комплексная и интегрированная. Она может быть использована как начинающими, так и опытными руководителями детских велотуристских объединений.

Цель программы — всестороннее развитие личности ребенка и его жиз­ненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурси-онно-краеведческой и трудовой деятельности.

Основными принципами туристско-краеведческой деятельности яв­ляются:

— создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объе­динения — одного из эффективных инструментов позитивного воздейст­вия на личность подростка;

— формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, к краеведческой поис­ково-исследовательской работе, расширение кругозора воспитанников;

— внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления группы в условиях автономного прохождения сложных спортивных маршрутов в ненаселенной местности с помощью туристской должност­ной инструментовки.

Цель достигается через решение следующих задач:

— формирование лидерских качеств и развитие творческих способно­стей личности воспитанника;

— формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;

— укрепление здоровья подростков и выполнение нормативов спортив­ных разрядов по туризму (со специализацией в велотуризме);

— начальная педагогическая подготовка воспитанников в позиции младших инструкторов туризма, помощников и в дальнейшем (при дос­тижении 18-летнего возраста) — заместителей руководителя похода;

— подготовка воспитанников в качестве судей по спорту (со специали­зацией в велотуризме);

— профессиональная ориентация подростков;

— формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслу­живанию;

— привитие воспитанникам экологических навыков и бережного отно­шения к природе.

Задачи данной программы подготовки юных велотуристов много­профильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обуче­нию воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание уча­щихся с их техническим обучением. Особое внимание уделяется раз­витию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоцио­нального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социаль­ной сфере. Природный ландшафт, памятники и достопримечательно­сти великой истории и культуры России, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских город­ках, включенность подростка в творческий процесс интенсивного ста­новления своей личности, приобретения разнообразных, необходи­мых в жизни знаний, трудовых навыков (в первую очередь по самооб­служиванию), формирование дружбы и товарищества в ходе совмест­ного преодоления реальных трудностей во время подготовки и прохо­ждения веломаршрутов — вот реальные рычаги воспитания духовно­сти и характера подростков.

Велосипед — инструмент, уникальный по своей неприхотливости, про­стоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воз­действию на человека, а велосипедный поход — мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикованы к одной географической точке, вод­ник — к руслу реки, горник — к цепочке хребтов, автомобилист — к лен­те шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километ­ров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе — по бездорожью, вдоль рек и озер, через горные перевалы, по сте­пям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и по­знакомиться с большим регионом нашей родины или с зарубежной стра­ной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими велико­лепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов.

Структура программы

Данная программа, являясь комплексной, состоит из трех объединен­ных единой целью блоков.

Первый блок предполагает максимальную спортивно-техническую результативность в подготовке юного велотуриста, предусматривая пять этапов по одному году каждый:

— начальная туристская подготовка (основы пешеходного и лыжного туризма),

— базовая туристская подготовка (основы велотуризма),

— специальная туристская подготовка (сложный равнинный велопоход),

— специальная туристская подготовка (сложный горный велопоход),

— педагогическая туристская подготовка («Младший инструктор велотуризма»).

Второй блок составляет экскурсионно-краеведческий курс «Родной край», позволяющий реализовать региональный компонент дополни­тельного образования детей, о чем свидетельствует само название дан­ного блока.

Третий блок — «Снаряжение» — включает подростков в проектирова­ние и изготовление туристского, спортивного и экспедиционного снаря­жения.

Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности подростков: освоение основ велотуризма, горного велоси­педа, экскурсионно-краеведческой работы; изготовление снаряжения, необходимого для участника спортивного велопохода.

Для удобства пользования программой выделены учебно-тематиче­ский план и содержание курсов «Родной край» и «Снаряжение», хотя они являются составной частью каждого года занятий по программе «Юные велотуристы». Выбираемые велосипедные маршруты, как теку­щие тренировочные, так и зачетные летние, естественно и органично увязываются с тематикой экскурсионно-краеведческих экспедиций спецкурса «Родной край», а работа по спецкурсу «Снаряжение» — с ес­тественными потребностями и запросами воспитанников в материаль­но-техническом обеспечении, как личном, так и групповом, при подго­товке походов и экспедиций. Без этой взаимосвязи и взаимопроникно­вения всех компонентов программы, в том числе и спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение», последние были бы лишь механическими слага­емыми произвольного набора форм деятельности с детьми.

На первый план выходит задача формирования духовного облика рос­сиянина, которому в новых социальных и исторических условиях стро­ить новую Россию и нести ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, судьбу своей страны. Пятилетняя программа «Спортивные ве­лопоходы» позволяет вводить все новые и новые перспективы; посте­пенно, в соответствии с подготовкой, расширять и углублять знания, навыки и умения воспитанников, постоянно поддерживая заинтересо­ванность детей, их желание путешествовать, познавать, общаться, учиться и совершенствоваться.

Реализация таких принципов построения данной программы, как по­степенность, доступность и нарастание из года в год сложности походов, усложнение перспектив, расширение воспитательных, познавательных и спортивно-технических аспектов походов, позволяет обозначить при­мерную схему подготовки юных велотуристов, перспективные линии в работе велотуристского объединения как субъекта воспитания. Схема­тически это можно выразить в таблице (табл. 1), которая показывает не только динамику протяженности походов, но и уровень квалификации юных путешественников, расширение их кругозора, познания природ­ной и социальной среды.

В первый год занятий начинается знакомство с велосипедом и обуче­ние технике езды на нем. Эти занятия проводятся, как правило, весной: в виде практических занятий в помещении (знакомство с устройством велосипеда, его регулировка и наладка) и на местности (вне автомобиль­ных дорог — на школьной площадке, в парке, лесу) в форме простейших велосипедных соревнований (велоигры, фигурное вождение велосипе­да). В процессе первого года занятий учащиеся выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Второй год заня­тий позволяет восьмиклассникам подготовиться к зачетному велоси­педному походу I категории сложности по родному краю и, совершив его, выполнить норматив третьего спортивного разряда.

К этому времени уже формируется, как правило, стабильный коллек­тив, что позволяет руководителю решать конкретные воспитательные задачи. Третий год обучения посвящен не только подготовке воспитан­ников к зачетному велопоходу II категории сложности в одном из реги­онов России, но и подготовке их к сдаче экзамена на звание «Младший инструктор туризма». У руководителя появляются грамотные и надеж­ные помощники, на которых он может рассчитывать не только в следу­ющем году при подготовке зачетного велопохода III категории сложно­сти, но и в будущем, когда у руководителя появится новая смена воспи­танников. После четырех лет занятий, приняв участие в зачетных вело­походах I-III категории сложности, 16-летние школьники выполняют второй спортивный разряд по велотуризму — высшее спортивное дости­жение для данного возраста. Уже на втором-третьем году обучения идет формирование не только общезначимых личностных качеств воспитан­ников, таких как патриотизм, трудолюбие, ответственность, целеустре­мленность, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, быстрота реакции, выносливость, ловкость, сила, но и (благодаря глубо­кому практическому освоению функциональных туристских и краевед­ческих специальностей) их индивидуальных склонностей и способно-

Таблица № 1

Перспективные линии в работе велотуристского объединения

стей. Этому способствуют краеведческие знания и навыки, подготовка к получению звания «Младший инструктор туризма», занятия по апгрей­ду и ремонту велосипедов, изготовлению самодельного снаряжения для сложных велопоходов, пошиву туристского и экспедиционного снаря­жения, а также по изучению основ метеорологии, природоведения, фо­то-, видео- и радиодела и т.п. разделов, включенных в программу. Эти знания раздвигают границы ребячьих интересов и увлечений, позволя­ют получить самые разнообразные навыки и умения, необходимые не только в походах, но и в повседневном быту, в различных сферах чело­веческой деятельности. Большое внимание уделяется морально-волевой и психологической подготовке воспитанников. Это особенно важно при организации сложных велопоходов.

Программа «Юные велотуристы» рассчитана на максимальную спор­тивно-техническую результативность — велопоходы I-IV категории сложности.

Программа — принципиально новая, разработана на основе практики трех десятилетий занятий автора с детьми. Ее методологическую основу составляют положения отечественной и зарубежной педагогики и пси­хологии, касающиеся личности и ее развития (Я.А.Коменский, А.С.Ма­каренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.Ф.Лес-гафт и др.). Теоретико-методологической основой программы являются труды доктора педагогических наук профессора А.А.Остапца-Свешни-кова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности с учащимися образовательных учреждений. Данный курс многократно апробировался в объединениях детско-юношеского клуба велопутеше-ствий «Россия» на базе Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева и Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа г. Москвы.

Организационные принципы работы велотуристского объединения

Основной курс программы (324 часа) соответствует стандартной 9-ча­совой недельной нагрузке педагога (на одну группу). Дополнительно к основному курсу рекомендуется вводить спецкурс «Родной край» — 54 часа, а также спецкурс «Снаряжение» — 54 часа. Для занятий с детьми по спецкурсам, при необходимости, можно приглашать педагогов-спе­циалистов на дополнительные часы из расчета 108 часов в год (3 часа в неделю). Возможно введение одного спецкурса.

Занятия проводятся 2-4 раза в неделю, однодневные учебно-трениро­вочные походы — 2-3 раза в месяц или двух-трехдневный поход — 1-2 в месяц. Не только возможна, но и целесообразна подготовка и проведе­ние многодневных спортивно-туристских походов, экскурсионно-крае-ведческих экспедиций в школьные осенние, зимние, весенние канику­лы, а также в майские праздники. В отдельные периоды подготовки по­хода, экспедиции, подведения их итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам из 2-3 человек, а также в форме инди­видуальных занятий (например, апгрейд и ремонт велосипеда, изготов­ление, пошив туристского снаряжения, подготовка к походу по специ­альностям и т.п.). Программа предусматривает проведение индивиду­альных занятий и консультаций с участниками похода по их функцио­нальным туристским и краеведческим специальностям, а также при ос­воении спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение».

В связи со спецификой работы туристских объединений время, подле­жащее оплате за проведение практических занятий на местности и экс­курсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 ча­сов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия — 8 часов. Летние зачетные учебно-тренировочные походы и многодневные туристско-краеведческие меро­приятия в сетку часов не включены, так как проводятся в школьные осенние, зимние, весенние и летние каникулы.

Программа «Юные велотуристы» основана на сочетании в каждом за­нятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы та­ким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обуче­нии необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе — слайдфильмы, электронные компьютерные презентации, видеофиль­мы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, туристское снаряжение и оборудование. Приведенный перечень занятий, их после­довательность являются примерными и могут быть изменены педагогом в зависимости от условий работы объединения.

Особое внимание в коллективе уделяется учету туристских и краевед­ческих достижений и общественно полезной работы подростков. Одной из форм такого учета являются учетные карточки воспитанников, в ко­торых на протяжении всех пяти лет занятий отражаются результаты их деятельности.

Контингент детского велотуристского объединения

Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из подростков обычно не старше 13-летнего возраста из одного класса, па­раллели классов или по свободному набору по объявлению. Численный состав объединения первого года занятий — 12-15 человек, второго года -10-12, третьего года — 8-10, четвертого и пятого года занятий — 6-8 чело­век. Такой состав обусловлен тем, что велосипедная группа численностью более 10 человек ни в тренировочных выездах, ни в велопоходах без ма­шины сопровождения не обеспечивает безопасности велотуриста. Прави­ла дорожного движения регламентируют движение группы велосипеди­стов на проезжей части строго в один ряд и в количестве не более 10 вело­сипедистов в группе. В связи с этим оптимальный состав велотуристской группы в походе — 6-8 учащихся и 2 руководителя.

Желающие заниматься в велотуристском детском объединении долж­ны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заяв­ление родителей о приеме их ребенка в велотуристскую группу). Срок действия медицинской справки — 6 месяцев. Для участия в спортивных походах и велопробегах дети проходят медицинский осмотр в физкуль-турно-спортивном диспансере и получают соответствующий допуск. Все участники велопоходов должны уметь плавать, что оговорено соответст­вующей инструкцией органов образования.

Уровень успеваемости ребенка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должны быть критериями при зачислении в группу. Однако увлеченность подростка занятиями в клубе позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учебу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми.

Нормы нагрузок

При разработке маршрутов категорийных велопоходов особое внима­ние уделяется планированию и обоснованию норм нагрузок для уча­щихся. Вместе с тем, недостаточный уровень физической и спортивно-технической подготовленности не позволяет группе иметь определен­ный запас прочности, необходимый для надежного и стабильного про­хождения маршрута при любой погоде. И это надо иметь в виду. Про­грамма «Юные велотуристы» построена так, что позволяет к увеличе­нию нагрузок подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовкой учащихся и установленными нор­мативами.

Таблица № 2

Ожидаемые результаты и этапы педагогического контроля Первый год обучения

Наличие прочных навыков владения основами пешеход­ного и лыжного туризма, наличие начальных навыков ве­лотуризма; владение техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях. Зна­ние современной велотехники, умение разбирать, соби­рать и регулировать велосипед. Умение обращаться с ос­новными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой. Наличие начальных краеведческих на­выков: умение наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природной и соци­альной средой родного края. Умение выступать в про­стейших велосоревнованиях в качестве участников, при­обретение навыков их судейства. Наличие навыков по полному самообслуживанию в походных условиях. Зна­ние истории своей «малой Родины» (улицы, микрорай­она, округа). Наличие начальных навыков обращения с прямострочной швейной машиной.

Велопоход 3 степени сложности, выполнение первого юношеского раз­ряда по спортивному ту­ризму, получение знач­ка «Турист России». Оценка руководителя, самооценка воспитанни­ка. Тесты. Участие в со­ревнованиях. Зачеты. Выступления на творче­ских вечерах-отчетах. Участие в краеведче­ских конференциях, вы­ставках туристского сна­ряжения.

Второй год обучения

Наличие навыков овладения техникой и тактикой вело­туризма. Знание материальной части велотуризма, нали­чие навыков и умений по основным туристским и крае­ведческим специальностям, умение общаться и выпол­нять функциональные задачи в коллективе, обслуживать себя и оказывать помощь товарищам, умение находиться в позиции командира группы и подчиненного; умение ориентироваться на местности. Знание правил дорожного движения; умение оказывать первую медицинскую по­мощь при некоторых специфических травмах, возмож­ных в велопоходе. Знание основ безопасности в велоту­ризме и умение правильно действовать в условиях экстре­мальной обстановки. Владение навыками судейства на дистанциях первого класса в велосипедном турмногобо-рье. Умение регулировать и ремонтировать велотехнику. Знание основных, наиболее значимых событий истории родного края. Умение изготовлять лекала и производить по ним раскрой материалов для пошива снаряжения. Умение обращаться с прямострочной швейной машиной.

Спортивный велопоход 1 к.сл., выполнение тре­тьего спортивного раз­ряда по спортивному ту­ризму. Оценка руково­дителя, самооценка вос­питанника. Тесты. Уча­стие в туристских сле­тах и соревнованиях. За­четы. Выступления на творческих вечерах-от­четах. Участие в крае­ведческих конференци­ях, выставках турист­ского снаряжения.

Третий год обучения

Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных равнинных велопоходах, навыков инструктор­ской работы. Знание специфики экспедиционной работы, умение составлять программу краеведческих наблюде­ний и исследований. Умение проводить разборы занятий и походов, делать выводы и самостоятельно совершенст­вовать уровень своей подготовки. Умение составлять спортивно-технический и краеведческий отчеты по ито­гам спортивного похода или экспедиции. Знание велотех-ники МТБ, умение производить сборку, разборку и про­стой ремонт велотехники. Владение навыками судейства на дистанциях второго класса в велосипедном турмного-борье. Умение передавать знания, опыт, навыки в облас­ти велотуризма младшим подросткам. Знание основных событий истории древнерусского государства. Умение производить пошив простого туристского снаряжения.

Спортивный велопоход 2 к.сл., выполнение нор­матива младшего инст­руктора туризма. Оцен­ка руководителя, само­оценка воспитанника. Тесты. Участие в турист­ских слетах и соревнова­ниях. Зачеты. Выступ­ления на творческих ве­черах-отчетах. Участие в краеведческих конфе­ренциях, выставках ту­ристского снаряжения.

Четвертый год обучения

Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных горных велопоходах. Владение горной велотех-никой, умение производить сборку, разборку, регулиров­ку, настройку, апгрейд и сложный ремонт горного вело­сипеда. Умение самостоятельно ремонтировать и изготов­лять туристское снаряжение и оборудование для спортив­ных походов и туристских соревнований. Наличие навы­ков владения фото-, видеотехникой и другими прибора­ми, применяемыми в велотуризме. Наличие навыков су­действа на дистанциях второго-третьего класса в велоси­педном турмногоборье. Наличие навыков безаварийного прохождения сложных веломаршрутов и выживания в природных условиях Наличие навыков поисково-иссле­довательской и музейно-экскурсионной работы. Владе­ние организаторскими навыками при проведении массо­вых туристских мероприятий. Умение бесконфликтно строить отношения со всеми членами коллектива поход­ной группы, знать пути й способы выхода из конфликт­ных ситуаций. Знание туристской документации и уме­ние работать с ней. Знание основных событий становле­ния Государства Российского. Умение производить по­шив туристского, спортивного и экспедиционного снаря­жения.

Спортивный велопоход 3 к.сл., выполнение вто­рого спортивного разря­да. Тесты. Участие в ту­ристских слетах и сорев­нованиях. Участие в ор­ганизации массовых ту­ристских мероприятий. Оценка руководителя, самооценка воспитанни­ка. Зачеты. Выступле­ния на творческих вече­рах-отчетах. Участие в краеведческих конфе­ренциях, выставках ту­ристского снаряжения.

Пятый год обучения

Владение навыками судейства на дистанциях третьего класса в велосипедном турмногоборье. Умение работать на коротких технических и длинных технико-тактиче­ских дистанциях по велотуристскому многоборью в каче­стве судьи на этапе. Умение ездить на велосипеде в горо­де в условиях интенсивного транспортного движения. Знание особенностей организации и проведения велопо­ходов за рубежом в режиме «евростиля». Умение в каче­стве младших инструкторов туризма составлять план-конспект занятия, тренировки, план подготовки к тури­стскому мероприятию, план-график маршрута, прово­дить занятия и тренировки с младшими подростками, участвуя в походах в должности помощника руководите­ля. Умение организовать и провести туристские соревно­вания. Знание основных событий истории Государства Российского. Умение проектировать и изготовлять тури­стское, спортивное и экспедиционное снаряжение.

Спортивный велопоход 4 к.сл. и (или) велотур «в европейском стиле» -участие в качестве уча­стника, должность по­мощника руководителя в учебно-тренировочных походах. Оценка руково­дителя, самооценка вос­питанника. Тесты. Уча­стие в туристских слетах и соревнованиях. Уча­стие в краеведческих конференциях, выстав­ках туристского снаря­жения.