Программа «Юные велотуристы» комплексная и интегрированная. Она может быть использована как начинающими, так и опытными руководителями детских велотуристских объединений.
Цель программы — всестороннее развитие личности ребенка и его жизненное самоопределение средствами спортивно-туристской, экскурси-онно-краеведческой и трудовой деятельности.
Основными принципами туристско-краеведческой деятельности являются:
— создание постоянного коллектива туристско-краеведческого объединения — одного из эффективных инструментов позитивного воздействия на личность подростка;
— формирование чувства патриотизма, любви к своей Родине посредством привлечения подростков к походам и экспедициям, к краеведческой поисково-исследовательской работе, расширение кругозора воспитанников;
— внедрение и реализация принципа соуправления и самоуправления группы в условиях автономного прохождения сложных спортивных маршрутов в ненаселенной местности с помощью туристской должностной инструментовки.
Цель достигается через решение следующих задач:
— формирование лидерских качеств и развитие творческих способностей личности воспитанника;
— формирование и развитие способностей подростков адаптироваться в сложных условиях как природной, так и социальной среды, умений быстро и грамотно действовать в экстремальных ситуациях;
— укрепление здоровья подростков и выполнение нормативов спортивных разрядов по туризму (со специализацией в велотуризме);
— начальная педагогическая подготовка воспитанников в позиции младших инструкторов туризма, помощников и в дальнейшем (при достижении 18-летнего возраста) — заместителей руководителя похода;
— подготовка воспитанников в качестве судей по спорту (со специализацией в велотуризме);
— профессиональная ориентация подростков;
— формирование прочных трудовых навыков и навыков по самообслуживанию;
— привитие воспитанникам экологических навыков и бережного отношения к природе.
Задачи данной программы подготовки юных велотуристов многопрофильны и определяют комплексный подход к воспитанию и обучению воспитанников, позволяя сочетать умственное, патриотическое, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание учащихся с их техническим обучением. Особое внимание уделяется развитию духовности воспитанников путем непосредственного и эмоционального соприкосновения с реальной жизнью в природной и социальной сфере. Природный ландшафт, памятники и достопримечательности великой истории и культуры России, непосредственное общение с людьми труда и дела в российских селениях и малых русских городках, включенность подростка в творческий процесс интенсивного становления своей личности, приобретения разнообразных, необходимых в жизни знаний, трудовых навыков (в первую очередь по самообслуживанию), формирование дружбы и товарищества в ходе совместного преодоления реальных трудностей во время подготовки и прохождения веломаршрутов — вот реальные рычаги воспитания духовности и характера подростков.
Велосипед — инструмент, уникальный по своей неприхотливости, простоте, доступности, универсальности использования, силе отдачи и воздействию на человека, а велосипедный поход — мощнейшее средство формирования личности ребенка, его духовного мира. Пешеходник и лыжник практически прикованы к одной географической точке, водник — к руслу реки, горник — к цепочке хребтов, автомобилист — к ленте шоссе. Велопутешественник же в отличие от них имеет возможность за три-четыре недели пройти своим ходом до одной-двух тысяч километров по любым дорогам и тропам практически без ограничений, в том числе — по бездорожью, вдоль рек и озер, через горные перевалы, по степям и пустыням и даже, как показала практика, по льду и снегу, и познакомиться с большим регионом нашей родины или с зарубежной страной, а иногда и с несколькими странами за один поход. Этими великолепными возможностями и определяется пятилетнее построение курса программы подготовки юных велотуристов.
Структура программы
Данная программа, являясь комплексной, состоит из трех объединенных единой целью блоков.
Первый блок предполагает максимальную спортивно-техническую результативность в подготовке юного велотуриста, предусматривая пять этапов по одному году каждый:
— начальная туристская подготовка (основы пешеходного и лыжного туризма),
— базовая туристская подготовка (основы велотуризма),
— специальная туристская подготовка (сложный равнинный велопоход),
— специальная туристская подготовка (сложный горный велопоход),
— педагогическая туристская подготовка («Младший инструктор велотуризма»).
Второй блок составляет экскурсионно-краеведческий курс «Родной край», позволяющий реализовать региональный компонент дополнительного образования детей, о чем свидетельствует само название данного блока.
Третий блок — «Снаряжение» — включает подростков в проектирование и изготовление туристского, спортивного и экспедиционного снаряжения.
Структура учебного плана отражает различные стороны предметной деятельности подростков: освоение основ велотуризма, горного велосипеда, экскурсионно-краеведческой работы; изготовление снаряжения, необходимого для участника спортивного велопохода.
Для удобства пользования программой выделены учебно-тематический план и содержание курсов «Родной край» и «Снаряжение», хотя они являются составной частью каждого года занятий по программе «Юные велотуристы». Выбираемые велосипедные маршруты, как текущие тренировочные, так и зачетные летние, естественно и органично увязываются с тематикой экскурсионно-краеведческих экспедиций спецкурса «Родной край», а работа по спецкурсу «Снаряжение» — с естественными потребностями и запросами воспитанников в материально-техническом обеспечении, как личном, так и групповом, при подготовке походов и экспедиций. Без этой взаимосвязи и взаимопроникновения всех компонентов программы, в том числе и спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение», последние были бы лишь механическими слагаемыми произвольного набора форм деятельности с детьми.
На первый план выходит задача формирования духовного облика россиянина, которому в новых социальных и исторических условиях строить новую Россию и нести ответственность за свою судьбу, судьбу своих близких, судьбу своей страны. Пятилетняя программа «Спортивные велопоходы» позволяет вводить все новые и новые перспективы; постепенно, в соответствии с подготовкой, расширять и углублять знания, навыки и умения воспитанников, постоянно поддерживая заинтересованность детей, их желание путешествовать, познавать, общаться, учиться и совершенствоваться.
Реализация таких принципов построения данной программы, как постепенность, доступность и нарастание из года в год сложности походов, усложнение перспектив, расширение воспитательных, познавательных и спортивно-технических аспектов походов, позволяет обозначить примерную схему подготовки юных велотуристов, перспективные линии в работе велотуристского объединения как субъекта воспитания. Схематически это можно выразить в таблице (табл. 1), которая показывает не только динамику протяженности походов, но и уровень квалификации юных путешественников, расширение их кругозора, познания природной и социальной среды.
В первый год занятий начинается знакомство с велосипедом и обучение технике езды на нем. Эти занятия проводятся, как правило, весной: в виде практических занятий в помещении (знакомство с устройством велосипеда, его регулировка и наладка) и на местности (вне автомобильных дорог — на школьной площадке, в парке, лесу) в форме простейших велосипедных соревнований (велоигры, фигурное вождение велосипеда). В процессе первого года занятий учащиеся выполняют нормативы на значки «Юный турист России» и «Турист России». Второй год занятий позволяет восьмиклассникам подготовиться к зачетному велосипедному походу I категории сложности по родному краю и, совершив его, выполнить норматив третьего спортивного разряда.
К этому времени уже формируется, как правило, стабильный коллектив, что позволяет руководителю решать конкретные воспитательные задачи. Третий год обучения посвящен не только подготовке воспитанников к зачетному велопоходу II категории сложности в одном из регионов России, но и подготовке их к сдаче экзамена на звание «Младший инструктор туризма». У руководителя появляются грамотные и надежные помощники, на которых он может рассчитывать не только в следующем году при подготовке зачетного велопохода III категории сложности, но и в будущем, когда у руководителя появится новая смена воспитанников. После четырех лет занятий, приняв участие в зачетных велопоходах I-III категории сложности, 16-летние школьники выполняют второй спортивный разряд по велотуризму — высшее спортивное достижение для данного возраста. Уже на втором-третьем году обучения идет формирование не только общезначимых личностных качеств воспитанников, таких как патриотизм, трудолюбие, ответственность, целеустремленность, упорство, дисциплинированность, чувство коллективизма, быстрота реакции, выносливость, ловкость, сила, но и (благодаря глубокому практическому освоению функциональных туристских и краеведческих специальностей) их индивидуальных склонностей и способно-
Таблица № 1
Перспективные линии в работе велотуристского объединения
стей. Этому способствуют краеведческие знания и навыки, подготовка к получению звания «Младший инструктор туризма», занятия по апгрейду и ремонту велосипедов, изготовлению самодельного снаряжения для сложных велопоходов, пошиву туристского и экспедиционного снаряжения, а также по изучению основ метеорологии, природоведения, фото-, видео- и радиодела и т.п. разделов, включенных в программу. Эти знания раздвигают границы ребячьих интересов и увлечений, позволяют получить самые разнообразные навыки и умения, необходимые не только в походах, но и в повседневном быту, в различных сферах человеческой деятельности. Большое внимание уделяется морально-волевой и психологической подготовке воспитанников. Это особенно важно при организации сложных велопоходов.
Программа «Юные велотуристы» рассчитана на максимальную спортивно-техническую результативность — велопоходы I-IV категории сложности.
Программа — принципиально новая, разработана на основе практики трех десятилетий занятий автора с детьми. Ее методологическую основу составляют положения отечественной и зарубежной педагогики и психологии, касающиеся личности и ее развития (Я.А.Коменский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий, П.Ф.Лес-гафт и др.). Теоретико-методологической основой программы являются труды доктора педагогических наук профессора А.А.Остапца-Свешни-кова, разработавшего систему туристско-краеведческой деятельности с учащимися образовательных учреждений. Данный курс многократно апробировался в объединениях детско-юношеского клуба велопутеше-ствий «Россия» на базе Центра развития творчества детей и юношества им. А.В.Косарева и Дома детского и юношеского туризма и экскурсий «Родина» Восточного округа г. Москвы.
Организационные принципы работы велотуристского объединения
Основной курс программы (324 часа) соответствует стандартной 9-часовой недельной нагрузке педагога (на одну группу). Дополнительно к основному курсу рекомендуется вводить спецкурс «Родной край» — 54 часа, а также спецкурс «Снаряжение» — 54 часа. Для занятий с детьми по спецкурсам, при необходимости, можно приглашать педагогов-специалистов на дополнительные часы из расчета 108 часов в год (3 часа в неделю). Возможно введение одного спецкурса.
Занятия проводятся 2-4 раза в неделю, однодневные учебно-тренировочные походы — 2-3 раза в месяц или двух-трехдневный поход — 1-2 в месяц. Не только возможна, но и целесообразна подготовка и проведение многодневных спортивно-туристских походов, экскурсионно-крае-ведческих экспедиций в школьные осенние, зимние, весенние каникулы, а также в майские праздники. В отдельные периоды подготовки похода, экспедиции, подведения их итогов работа может проводиться по функциональным микрогруппам из 2-3 человек, а также в форме индивидуальных занятий (например, апгрейд и ремонт велосипеда, изготовление, пошив туристского снаряжения, подготовка к походу по специальностям и т.п.). Программа предусматривает проведение индивидуальных занятий и консультаций с участниками похода по их функциональным туристским и краеведческим специальностям, а также при освоении спецкурсов «Родной край» и «Снаряжение».
В связи со спецификой работы туристских объединений время, подлежащее оплате за проведение практических занятий на местности и экскурсий в своем населенном пункте, устанавливается в количестве 4 часов; за проведение одного дня похода, загородной экскурсии, любого другого туристского мероприятия — 8 часов. Летние зачетные учебно-тренировочные походы и многодневные туристско-краеведческие мероприятия в сетку часов не включены, так как проводятся в школьные осенние, зимние, весенние и летние каникулы.
Программа «Юные велотуристы» основана на сочетании в каждом занятии, по каждой теме теоретических и практических форм работы таким образом, чтобы они дополняли и обогащали друг друга. При обучении необходимо использовать наглядные материалы: ТСО (в том числе — слайдфильмы, электронные компьютерные презентации, видеофильмы), таблицы, графики, карты и схемы, плакаты, макеты, туристское снаряжение и оборудование. Приведенный перечень занятий, их последовательность являются примерными и могут быть изменены педагогом в зависимости от условий работы объединения.
Особое внимание в коллективе уделяется учету туристских и краеведческих достижений и общественно полезной работы подростков. Одной из форм такого учета являются учетные карточки воспитанников, в которых на протяжении всех пяти лет занятий отражаются результаты их деятельности.
Контингент детского велотуристского объединения
Комплектование состава объединения первого года занятий происходит из подростков обычно не старше 13-летнего возраста из одного класса, параллели классов или по свободному набору по объявлению. Численный состав объединения первого года занятий — 12-15 человек, второго года -10-12, третьего года — 8-10, четвертого и пятого года занятий — 6-8 человек. Такой состав обусловлен тем, что велосипедная группа численностью более 10 человек ни в тренировочных выездах, ни в велопоходах без машины сопровождения не обеспечивает безопасности велотуриста. Правила дорожного движения регламентируют движение группы велосипедистов на проезжей части строго в один ряд и в количестве не более 10 велосипедистов в группе. В связи с этим оптимальный состав велотуристской группы в походе — 6-8 учащихся и 2 руководителя.
Желающие заниматься в велотуристском детском объединении должны иметь разрешение врача и родителей (медицинская справка и заявление родителей о приеме их ребенка в велотуристскую группу). Срок действия медицинской справки — 6 месяцев. Для участия в спортивных походах и велопробегах дети проходят медицинский осмотр в физкуль-турно-спортивном диспансере и получают соответствующий допуск. Все участники велопоходов должны уметь плавать, что оговорено соответствующей инструкцией органов образования.
Уровень успеваемости ребенка в школе, дисциплинированность, его общественная активность не должны быть критериями при зачислении в группу. Однако увлеченность подростка занятиями в клубе позволяет педагогу стимулировать и корректировать его поведение, учебу, стиль и характер его взаимоотношений со своими товарищами и взрослыми.
Нормы нагрузок
При разработке маршрутов категорийных велопоходов особое внимание уделяется планированию и обоснованию норм нагрузок для учащихся. Вместе с тем, недостаточный уровень физической и спортивно-технической подготовленности не позволяет группе иметь определенный запас прочности, необходимый для надежного и стабильного прохождения маршрута при любой погоде. И это надо иметь в виду. Программа «Юные велотуристы» построена так, что позволяет к увеличению нагрузок подходить постепенно, в соответствии с физической и спортивно-технической подготовкой учащихся и установленными нормативами.
Таблица № 2
Ожидаемые результаты и этапы педагогического контроля Первый год обучения
Наличие прочных навыков владения основами пешеходного и лыжного туризма, наличие начальных навыков велотуризма; владение техникой езды на велосипеде без груза и с грузом в различных дорожных условиях. Знание современной велотехники, умение разбирать, собирать и регулировать велосипед. Умение обращаться с основными инструментами и приспособлениями при работе с велотехникой. Наличие начальных краеведческих навыков: умение наблюдать, фиксировать, изучать и делать собственные выводы при знакомстве с природной и социальной средой родного края. Умение выступать в простейших велосоревнованиях в качестве участников, приобретение навыков их судейства. Наличие навыков по полному самообслуживанию в походных условиях. Знание истории своей «малой Родины» (улицы, микрорайона, округа). Наличие начальных навыков обращения с прямострочной швейной машиной.
Велопоход 3 степени сложности, выполнение первого юношеского разряда по спортивному туризму, получение значка «Турист России». Оценка руководителя, самооценка воспитанника. Тесты. Участие в соревнованиях. Зачеты. Выступления на творческих вечерах-отчетах. Участие в краеведческих конференциях, выставках туристского снаряжения.
Второй год обучения
Наличие навыков овладения техникой и тактикой велотуризма. Знание материальной части велотуризма, наличие навыков и умений по основным туристским и краеведческим специальностям, умение общаться и выполнять функциональные задачи в коллективе, обслуживать себя и оказывать помощь товарищам, умение находиться в позиции командира группы и подчиненного; умение ориентироваться на местности. Знание правил дорожного движения; умение оказывать первую медицинскую помощь при некоторых специфических травмах, возможных в велопоходе. Знание основ безопасности в велотуризме и умение правильно действовать в условиях экстремальной обстановки. Владение навыками судейства на дистанциях первого класса в велосипедном турмногобо-рье. Умение регулировать и ремонтировать велотехнику. Знание основных, наиболее значимых событий истории родного края. Умение изготовлять лекала и производить по ним раскрой материалов для пошива снаряжения. Умение обращаться с прямострочной швейной машиной.
Спортивный велопоход 1 к.сл., выполнение третьего спортивного разряда по спортивному туризму. Оценка руководителя, самооценка воспитанника. Тесты. Участие в туристских слетах и соревнованиях. Зачеты. Выступления на творческих вечерах-отчетах. Участие в краеведческих конференциях, выставках туристского снаряжения.
Третий год обучения
Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных равнинных велопоходах, навыков инструкторской работы. Знание специфики экспедиционной работы, умение составлять программу краеведческих наблюдений и исследований. Умение проводить разборы занятий и походов, делать выводы и самостоятельно совершенствовать уровень своей подготовки. Умение составлять спортивно-технический и краеведческий отчеты по итогам спортивного похода или экспедиции. Знание велотех-ники МТБ, умение производить сборку, разборку и простой ремонт велотехники. Владение навыками судейства на дистанциях второго класса в велосипедном турмного-борье. Умение передавать знания, опыт, навыки в области велотуризма младшим подросткам. Знание основных событий истории древнерусского государства. Умение производить пошив простого туристского снаряжения.
Спортивный велопоход 2 к.сл., выполнение норматива младшего инструктора туризма. Оценка руководителя, самооценка воспитанника. Тесты. Участие в туристских слетах и соревнованиях. Зачеты. Выступления на творческих вечерах-отчетах. Участие в краеведческих конференциях, выставках туристского снаряжения.
Четвертый год обучения
Наличие умений и навыков, необходимых для участия в сложных горных велопоходах. Владение горной велотех-никой, умение производить сборку, разборку, регулировку, настройку, апгрейд и сложный ремонт горного велосипеда. Умение самостоятельно ремонтировать и изготовлять туристское снаряжение и оборудование для спортивных походов и туристских соревнований. Наличие навыков владения фото-, видеотехникой и другими приборами, применяемыми в велотуризме. Наличие навыков судейства на дистанциях второго-третьего класса в велосипедном турмногоборье. Наличие навыков безаварийного прохождения сложных веломаршрутов и выживания в природных условиях Наличие навыков поисково-исследовательской и музейно-экскурсионной работы. Владение организаторскими навыками при проведении массовых туристских мероприятий. Умение бесконфликтно строить отношения со всеми членами коллектива походной группы, знать пути й способы выхода из конфликтных ситуаций. Знание туристской документации и умение работать с ней. Знание основных событий становления Государства Российского. Умение производить пошив туристского, спортивного и экспедиционного снаряжения.
Спортивный велопоход 3 к.сл., выполнение второго спортивного разряда. Тесты. Участие в туристских слетах и соревнованиях. Участие в организации массовых туристских мероприятий. Оценка руководителя, самооценка воспитанника. Зачеты. Выступления на творческих вечерах-отчетах. Участие в краеведческих конференциях, выставках туристского снаряжения.
Пятый год обучения
Владение навыками судейства на дистанциях третьего класса в велосипедном турмногоборье. Умение работать на коротких технических и длинных технико-тактических дистанциях по велотуристскому многоборью в качестве судьи на этапе. Умение ездить на велосипеде в городе в условиях интенсивного транспортного движения. Знание особенностей организации и проведения велопоходов за рубежом в режиме «евростиля». Умение в качестве младших инструкторов туризма составлять план-конспект занятия, тренировки, план подготовки к туристскому мероприятию, план-график маршрута, проводить занятия и тренировки с младшими подростками, участвуя в походах в должности помощника руководителя. Умение организовать и провести туристские соревнования. Знание основных событий истории Государства Российского. Умение проектировать и изготовлять туристское, спортивное и экспедиционное снаряжение.
Спортивный велопоход 4 к.сл. и (или) велотур «в европейском стиле» -участие в качестве участника, должность помощника руководителя в учебно-тренировочных походах. Оценка руководителя, самооценка воспитанника. Тесты. Участие в туристских слетах и соревнованиях. Участие в краеведческих конференциях, выставках туристского снаряжения.