Юный геолог

Геология как наука призвана решать не только чисто прикладные задачи – обеспечение потребностей народного хозяйства в минерально-сырьевых ре­сурсах. Она является в большей степени наукой мировоззренческой, тесно свя­занной с научным естествознанием. Целостное и объективное восприятие ок­ружающего нас мира невозможно без понимания основных закономерностей строения и развития нашей планеты, процессов протекающих в недрах Земли и на её поверхности, истории возникновения и эволюции органического мира. Все эти проблемы являются предметом изучения геологии.

Ещё более возрастает роль геологии в системе современных естест­вен­ных наук в связи с обострением экологических проблем, многие из которых связаны с недооценкой геологического фактора при осуществлении различных хозяйственных проектов. Кроме того, требуется понимание того, что всё разви­тие биосферы осуществляется на «геологическом субстрате».

Всё вышесказанное обуславливает необходимость знакомства учащихся с основами геологических знаний, что и предусматривается разработанной ми­нистерствами образования и природных ресурсов концепцией геологического образования в России. Её основными целями являются: выработка научного мировоззрения, осознание взаимосвязи наук, повышение экологической гра­мотности, осознанный выбор дальнейшего специального образования.  Концепцией также предполагается, что геология должна стать самостоятельной школьной дисциплиной,  что сделано уже давно во многих странах мира (США, Франция, Германия и т.д.).

 Для обеспечения выполнения вышеуказанных целей в образовательных учрежде­ниях города,  при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий орга­низуется кружок «Юный геолог». Предусматрива­ется не только проведение регулярных теоретических и практических занятий со школьниками, но и консуль­тации педагогов на базе Станции и геолого-географического факультета ЮФУ, учебные геологические экскурсии  (маршруты) с практической работой на обнажениях горных пород, посещение музеев, лабораторий и т.д.

В работе со школьниками внимание будет обращаться и на воспитательный её аспект, позволяющий вырабатывать у юных геологов – членов кружка такие важные качества, как целеустремленность, коммуникабельность, взаимовыручка, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях и т.д.

Основной целью программы является пробуждение у школьников интереса к наукам о Земле. Возможность приобретения специальных знаний и начальных навыков научно-исследовательской работы, что способствует расширению их кругозора, воспитанию любви к Родине, чувства товарищества и бережному отношению к природе.

Настоящая программа рассчитана на обучение школьников 7–11 классов общеобразовательных школ и предусматривает трехгодичный срок реализации.

К числу задач первого года обучения относятся: знакомство с существующими представлениями о строении Земли, основными этапами её геологического прошлого, с минералами и горными породами, получение первых навыков проведения полевых геологических исследований.

Задачами второго и третьего годов обучения  является получение более глубоких знаний по определению минералов и горных пород, их практическому применению; учащиеся овладевают методами анализа геологических карт и построения разрезов по ним, они должны уметь самостоятельно описывать и зарисовывать обнажения горных пород, отбирать образцы и комплектовать коллекции, составлять геологические отчеты по результатам изучения природных объектов.

Для решения этих задач школьники должны научиться работать с научной и научно-популярной литературой, различными справочниками, определителями минералов, горных пород и ископаемых органических остатков.