Геология как наука призвана решать не только чисто прикладные задачи – обеспечение потребностей народного хозяйства в минерально-сырьевых ресурсах. Она является в большей степени наукой мировоззренческой, тесно связанной с научным естествознанием. Целостное и объективное восприятие окружающего нас мира невозможно без понимания основных закономерностей строения и развития нашей планеты, процессов протекающих в недрах Земли и на её поверхности, истории возникновения и эволюции органического мира. Все эти проблемы являются предметом изучения геологии.
Ещё более возрастает роль геологии в системе современных естественных наук в связи с обострением экологических проблем, многие из которых связаны с недооценкой геологического фактора при осуществлении различных хозяйственных проектов. Кроме того, требуется понимание того, что всё развитие биосферы осуществляется на «геологическом субстрате».
Всё вышесказанное обуславливает необходимость знакомства учащихся с основами геологических знаний, что и предусматривается разработанной министерствами образования и природных ресурсов концепцией геологического образования в России. Её основными целями являются: выработка научного мировоззрения, осознание взаимосвязи наук, повышение экологической грамотности, осознанный выбор дальнейшего специального образования. Концепцией также предполагается, что геология должна стать самостоятельной школьной дисциплиной, что сделано уже давно во многих странах мира (США, Франция, Германия и т.д.).
Для обеспечения выполнения вышеуказанных целей в образовательных учреждениях города, при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий организуется кружок «Юный геолог». Предусматривается не только проведение регулярных теоретических и практических занятий со школьниками, но и консультации педагогов на базе Станции и геолого-географического факультета ЮФУ, учебные геологические экскурсии (маршруты) с практической работой на обнажениях горных пород, посещение музеев, лабораторий и т.д.
В работе со школьниками внимание будет обращаться и на воспитательный её аспект, позволяющий вырабатывать у юных геологов – членов кружка такие важные качества, как целеустремленность, коммуникабельность, взаимовыручка, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях и т.д.
Основной целью программы является пробуждение у школьников интереса к наукам о Земле. Возможность приобретения специальных знаний и начальных навыков научно-исследовательской работы, что способствует расширению их кругозора, воспитанию любви к Родине, чувства товарищества и бережному отношению к природе.
Настоящая программа рассчитана на обучение школьников 7–11 классов общеобразовательных школ и предусматривает трехгодичный срок реализации.
К числу задач первого года обучения относятся: знакомство с существующими представлениями о строении Земли, основными этапами её геологического прошлого, с минералами и горными породами, получение первых навыков проведения полевых геологических исследований.
Задачами второго и третьего годов обучения является получение более глубоких знаний по определению минералов и горных пород, их практическому применению; учащиеся овладевают методами анализа геологических карт и построения разрезов по ним, они должны уметь самостоятельно описывать и зарисовывать обнажения горных пород, отбирать образцы и комплектовать коллекции, составлять геологические отчеты по результатам изучения природных объектов.
Для решения этих задач школьники должны научиться работать с научной и научно-популярной литературой, различными справочниками, определителями минералов, горных пород и ископаемых органических остатков.