Готовимся к городскому этапу Всероссийского конкурса исследовательских работ учащихся «Отечество»

Туристско-краеведческая работа является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и подрастающего поколения. Познавательные экскурсии и путешествия, систематические краеведческие наблюдения и исследования способствуют расширению кругозора учащихся, освоению разносторонних практических навыков, воспитанию патриотизма и нравственности, любви к малой родине.

19 октября 2016 года в рамках подготовки к городскому этапу Всероссийского конкурса исследовательских работ «Отечество» на территории ГБУ ДО РО «Областной центр дополнительного образования детей» (ул. Тургеневская, 48) состоялся очередной семинар – практикум «Исследовательская деятельность учащихся как педагогическая проблема».

В семинаре приняли участие более 90 человек – учителя, педагоги из образовательных учреждений города Ростова-на-Дону, а также учащиеся старших классов.

Программа мероприятия была разработана в соответствии с пожеланиями слушателей семинара 2015 года.

Мероприятие было проведено с целью повышения профессиональной компетентности педагогов в руководстве исследовательской деятельностью учащихся старших классов и прошло в русле обмена опытом различных учреждений по данной проблеме.

Семинаром руководила заведующая краеведческо-экскурсионным отделом Ратушная Н.Ю., которая обратилась со вступительным словом к участникам семинара и обозначила актуальность заявленной темы, познакомила с программой, дала определение «исследовательской деятельности» и ее основные понятия.

Теоретическая часть семинара была посвящена организации исследовательской деятельности со старшими школьниками. Эту тему подробно раскрыл ученый секретарь ГБУК РО «Раздорского этнографического музея –заповедника» Мерзляков М.П.

О специфике работы с документальным материалом Великой Отечественной войны на примере фронтовых писем и военных посланий рассказал заведующий отделом истории Дона ГБУК РО «Ростовского областного музея краеведения» Ушаков В.Б.

Практическая часть семинара была представлена опытом работы системы дополнительного образования и школ по проблеме организации исследовательской деятельности.

Опытом работы в школьном музее имени Героя Советского Союза А.А. Бельгина МБОУ «Лицей № 57» и его роли в исследовательской деятельности учащихся поделился руководитель музея, учитель географии, преподаватель –организатор ОБЖ Украйченко А.А.

 О том, как превратить экскурсию по родному городу в исследовательскую деятельность, на что следует обратить особое внимание и как сделать интересной науку историю рассказала педагог дополнительного образования МБУ ДО ДЭБЦ Акимова Е.Л.

Тему городской среды эмоционально продолжила учитель истории МБОУ «Школа № 16» Калашникова С.В.В своем выступлении она затронула вопрос мотивации старших школьников к исследованию и поделилась своим опытом организации и сопровождения тематических исследований на исторических объектах города Ростова-на-Дону.

Что делать дальше с исследовательской работой, в каком направлении ее продолжить? Проблему результативности исследовательских работ в своем выступлении затронула педагог-психолог МБУ ДО ЦДЮТур Ратушная Н.Ю.

Семинар в форме конструктивной беседы прошел в теплой и дружеской обстановке, всех участников объединяло общее стремление найти новые и эффективные формы работы в рамках организации исследовательской деятельности учащихся.

По итогам работы семинара участники заполнили анкеты обратной связи, в которых дали высокую оценку данному мероприятию.

Присутствующие на семинаре выразили уверенность, что обсуждение вопросов семинара значительно улучшит качество выполнения исследовательских работ и расширит тематику исследования.

Несколько отзывов слушателей о мероприятии:

-организаторы семинара постоянно повышают уровень конструктивного общения на семинаре;

-понятно и доходчиво раскрыта суть исследовательской работы в краеведении, рассказано о способах активизации детей в этом направлении;

-на семинаре можно получить методическую помощь и совет;

-материал излагался доступно, выступления были содержательными, много было новых и необходимых сведений, большое поле для практического применения материала.

В завершении семинара слушатели в неформальной обстановке смогли обменяться мнениями и задать вопросы докладчикам.

Заведующая

краеведческо-экскурсионным отделом

МБУ ДО ЦДЮТур                                                            Н.Ю. Ратушная