Экология Донского края

Система биолого-экологической и природоохранной подготовки учащихся должна строиться на продуманном сочетании учебных занятий, исследовательских работ, общественной деятельности и практических занятий.

Программа для творческого объединения «Экология Донского края» рассчитана на 3-х этапное изучение общего материала и индивидуальные или групповые творческие работы отдаренных и увлеченных детей.

Содержание программы ориентировано на добровольные, разновозрастные и одновозрастные группы детей (15 человек) и рассчитана нa среднее (11-14 лет) и старшее (15-17 лет) возрастные  звенья.

Всего на учебный год — 144 учебных часа. Предполагается проведение как теоретических, так и практических занятий. Для облегчения подачи и появления элементов увлекательности материал в процессе обучения предлагается в использовании не только традиционных но и активных методов и форм обучения.

На занятиях применяются различные формы деятельности: исследовательская работа, викторины, выставки, конкурсы и др.

При проведении занятий используются различные методы: рассказ, беседа, диспут, игра и т.д., а также экологические рассказы , что легко воспринимается детьми и заставляет их размышлять и делать свои собственные выводы. Как наглядный материал применяются экологические плакаты, экологические рисунки и картинки.

Обучение предусматривает получение знаний не только на специальных занятиях, но и во время прогулок, экскурсий, практической работы и нацелено на общее развитие ребят, предполагает развитие наблюдательности, внимания и т.д.

Подготовка к экологическим праздникам, сами праздники развивают творческие способности детей, выявляют их интересы.

Если на 1 году обучения ребята изучают общие экологические понятия, то на 2 году обучения программа нацелена на более углубленное изучение экологических проблем на Земле. Она состоит из следующих разделов:

  1. «Бомбы замедленного действия» на нашей планете.
  2. Дурные пристрастия.
  3. Все для гурманов есть в природе.
  4. Жизнь лесных дебрей;
  5. Растения — гениальные инженеры природы.
  6. Все о национальных парках.

Начиная с темы «Бомбы замедленного действия» на нашей планете», мы вспоминаем пройденное ребятами в первый год обучения, обобщаем и дополняем изученное ранее новым, более серьезным материалом.

В программе большое внимание уделяется заботе о своем здоровье, как экологическом факторе. Этому посвящены темы первого года обучения («Экология человека», «Экология в нашем доме» и др.), а на втором году обучения — раздел программы «Дурные пристрастия», при изучении которого ребята получают информацию об опасности наркомании, токсикомании, алкоголизма, курения.

В течение второго года обучения ребята узнают о закономерностей протекающих в различных экосистемах Донского края . Заканчивается курс второго года обучения темой «Все о национальных парках», где подводится итог всему изученному ранее.

Курс программы третьего года обучения содержит краеведческий материал. Внимание ребят направляется на изучение и охрану природы своего края, поэтому цель программы третьего года обучения — воспитание у ребят убежденности в необходимости охраны природы и ее изучения; формирование экологического понятия о целостности природных комплексов родного края, их динамике и путях рационального использования. В процессе обучения важнейшее место занимают наблюдения и эксперименты в природе.

Курс третьего года обучения ставит перед собой следующие задачи:

— сформировать у ребят навыки и умения, необходимые для проведения наблюдений и экспериментов в природе;

— научить оформлению наглядных пособий из собранных на экскурсиях природных материалов для использования их на учебных занятиях;

— развить коммуникативную культуру учащихся в процессе инструкторской работы в разновозрастных группах детей.

Ребята, обучающиеся третий год — инструкторы, будущие помощники педагога, организаторы экскурсий в природу, фенонаблюдатели, лекторы. Основная их задача — пропаганда экологических знаний. Именно инструкторская работа формирует у ребят организаторские навыки, чувство ответственности за порученное дело и воспитывает общественную экологическую активность.

Большое внимание программа третьего года обучения уделяет проблемам валеологии. Ребята получают навыки по оказанию помощи себе и близким. Учатся вести здоровый образ жизни. Этому посвящены как теоретические, так и практические занятия.

Отличие данной программы по экологии от существующих в том, что она предполагает обучение в игровой форме, что очень важно для дополнительного образования. При проведении занятий ребята рисуют, слушают и обсуждают экологические сказки, рассказы, работают с экологическими рисунками, составляют самостоятельно рассказы, что способствует развитию творческих способностей детей.

В программе есть темы, которые сейчас очень актуальны и важны («Дурные пристрастия»). Ребята не только получают полезную информацию о вреде наркомании, токсикомании, курения, алкоголизма, но и ставят опыты на растениях, проводят наблюдения и делают выводы из увиденного, что способствует большей убедительности теоретических выводов о пагубности воздействия данных факторов на человеческим организм.

Критериями оценки, на основании которых можно судить о личностном росте обучающихся в объединении » Экология Донского края», являются:

1 год обучения:

— умение самостоятельно добывать знания и применять их на практике;

— умение грамотно вести диалоги и аргументировано участвовать в обсуждении, задавать и отвечать на вопросы различного характера;

— активное участие в коллективной познавательной деятельности.

2 год обучения:

— умение проводить опыты с целью изучения вредных воздействий на здоровье человека;

— умение самостоятельно работать с литературой, вести дневник наблюдений, писать рефераты;

— знание основных экологических проблем города, форм и методов охраны окружающей среды.

3 год обучения:

— умение готовить выступления о результатах наблюдений на конференции, т.е. грамотно описывать и анализировать полученные данные;

— умение проводить занятия в объединении, игровые программы, праздники.