Концепция площадки

НИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ (ЮНЫХ ТУРИСТОВ)

г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  № 113 г. РОСТОВА-НА-ДОНУ

К О Н Ц Е П Ц И Я

развития муниципальной инновационной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации и ресоциализации личности»

г. Ростов-на-Дону

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ КОНЦЕПЦИИ

 

 

 

 

Введение

  1. Определения, используемые в Концепции………………………….………..6
  2. Обоснование соответствия проблемы и целей Концепции………….………8

1.Понятие дополнительного образования……………………….……………8

2.Приоритеты туристско-краеведческой деятельности………….…………….9

3.Методологическая основа Концепции……………………………………….13

4.Механизм и реализация Концепции…………………………………………17

5. Контроль за реализацией Концепции……………………….……………20

6. Ожидаемые результаты реализации Концепции. ……………….………21

7.Достоверность и обоснованность Концепции……………………….……21

III.    Программа реализации Концепции……………………………….………….22

IV.    Заключение……………………………………………………….……………30

V.     Литература……………………………………………………….…………….33

 

 

 

 

 

 

 

Сегодня уже понятно, что на текущем витке истории определяющий фактор успеха развития — это поведение каждого отдельного человека, стиль жизни каждой семьи, свобода самовыражения людей.

 Д.А. Медведев

ВВЕДЕНИЕ

 

Концепция развития муниципальной инновационной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации и ресоциализации личности» представляет собой научно-практический документ, определяющий стратегию и тактику развития образовательного пространства ЦДЮТур г. Ростова — на — Дону и МОУ СОШ № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

 

РАЗРАБОТЧИК:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Ростова – на – Дону (далее ЦДЮТур г. Ростова — на — Дону) и муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону (далее МОУ СОШ № 113).

 

ИСПОЛНИТЕЛИ:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов) г. Ростова – на – Дону, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону.

 

Основой для разработки концепции развития муниципальной инновационной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации и ресоциализации личности» являются:

  • Закон РФ «Об образовании» в редакции ФЗ от 13.01.1996 №12-ФЗ;
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 №233 в редакции Постановлений Правительства РФ от 22.02.1997 №212, от 08.08.2003 №470;
  •  Изменения, которые вносятся в Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.12.2006 №752;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного (общего) и среднего (полного) образования;
  • Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации;
  • Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010г»;
  • Национальная доктрина в образовании Российской Федерации до 2025 года;
  • Концепция модернизации Российского образования до 2010 года;
  • Конвенция по правам ребёнка.

Методологической основой нашего исследования является аксиологический подход, который позволил проанализировать проблему социализации и воспитания школьников с позиций идей гуманизма и, соответственно, выработать теоретические идеи и практические рекомендации социализации и воспитания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности, организованной на основе гуманистических принципов и подходов.

Основной философской идеей концепции развития образовательного пространства ЦДЮТур г. Ростова -на — Дону и МОУ СОШ № 113 Первомайского района г. Ростова-на-Дону является ФИЛОСОФИЯ ГУМАНИСТИЧЕСКОГО ПОДХОДА, суть которой в том, что человеческая природа изначально позитивна – нацелена на созидание. Главное – обеспечить помощь личности в актуализации саморазвития через создание благоприятных условий.

Основной педагогической идеей концепции развития образовательного пространства ЦДЮТур г. Ростова -на — Дону и МОУ СОШ № 113 является ТЕОРИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА, которая обуславливает выход всех участников образовательного процесса на рефлексивно-критическую позицию, побуждающую к самосовершенствованию, саморегуляции, самореализации и самоактуализации.

Преемственность концепции развития образовательного пространства ЦДЮТур г. Ростова -на — Дону и МОУ СОШ № 113 выражается в опоре на уже имеющиеся достижения:

¾   сформировано инновационное поле;

¾   сформирована методика психолого-педагогического сопровождения контингента детей с высокой социальной вариативностью;

¾   сформированы и отработаны элементы системы открытого образования через ведение кружковой деятельности туристско-краеведческой направленности;

¾   достижения обучающихся в массовых мероприятиях различного уровня;

Научная новизна и теоретическая значимость Концепции состоит в том, что:

¾   определение педагогических условий, обеспечивающих эффективность гражданско-патриотического воспитания в условиях интеграции основного и дополнительного образования;

¾   уточнение понятия гражданско-патриотического воспитания;

¾   обеспечение интереса обучающихся к общению, совместным общественно-полезным действиям;

¾   подведение обучающихся к сознательному выбору норм поведения, характеру и формам взаимоотношений с товарищами;

¾   привитие потребности в социально-значимых действиях;

¾   формирование активной жизненной позиции с перспективой реализации в профессии;

¾   обоснование места и роли дополнительного образования в образовательном пространстве обучающихся МОУ СОШ 113.

 

I. ОПРЕДЕЛЕНИЯ  ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КОНЦЕПЦИИ

 

ОБРАЗОВАНИЕ – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – феномен и процесс свободно избранного освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящий за рамки общего образования.

 

ЦЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ – выявление и развитие способности каждого ребенка, формирование духовно-богатой, свободной, физически-здоровой, творчески-мыслящей, социально – активной личности, обладающей прочными знаниями, ориентированной на высокие нравственные ценности.

 

ШКОЛЬНЫЙ ТУРИЗМ И КРАЕВЕДЕНИЕ – туристско – краеведческая деятельность обучающихся, выходящая за рамки учебных программ и организуемая учреждениями общего и дополнительного образования в целях педагогически целесообразного использования их внеурочного времени, средство гармонического развития детей и юношества, реализуемое в форме отдыха и общественно полезной деятельности.

 

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей,

социальных ролей, свойств и качеств личности.

 

РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ процесс освоения индивидом социальных норм и культурных ценностей, не освоенных, или недостаточно освоенных ранее, или обновленных на новом этапе общественного развития.

 

ПРОГРАММА — это система действий, предписываемая субъектам управления образования, направленная на достижение его целей (по возможности, четко сформулированных).

 

ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ — это важнейший стратегический документ образовательного учреждения, переходящего (перешедшего) в инновационный режим жизнедеятельности и принявшего за основу программно-целевую идеологию развития.

 

КОНЦЕПЦИЯ или конце́пт, (от лат. conceptio — понимание, система) — определённый способ понимания (трактовки) какого-либо предмета, явления или процесса; основная точка зрения на предмет; руководящая идея для их систематического освещения (понимания, объяснения. Употребляется также для обозначения ведущего замысла, конструктивного принципа в научной, художественной, технической, политической и других видах деятельности.

 

ВОСПИТАНИЕпроцесс педагогической помощи ребенку в становлении его субъектности, культурной идентификации, социализации, жизненном самоопределении.

 

ГРАЖДАНСКО – ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ — это целенаправленный нравственно-обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократичного общества к инициативному труду, к реализации прав и обязанностей, а также укреплению ответственности за свой политический, нравственный и правовой выбор, за максимальное развитие своих способностей в целях достижения жизненного успеха.

 

ТУРИСТКО – КРАЕВЕДЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ТДК) – важная форма обучения, воспитания, профессиональной ориентации, социальной адаптации и оздоровления обучающихся, разумного использования их свободного времени.

 

 

II. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ КОНЦЕПЦИИ

 

На пороге XXI века российское общество находится на переломном этапе своего развития, который характеризуется тяжелым кризисом, поразившим практически все стороны социальной жизни. Наряду с экономическим спадом в современной России наблюдаются серьезные изменения в сфере духовного бытия, имеющие как общие прогрессивные перспективы, так и негативные последствия, влияющие на нравственное здоровье нации. Бездуховность, ориентиры на западные прагматические образцы жизни, потеря народных культурных корней, рост преступности, насилия — все это печальные реалии современного российского общества.

В большей степени духовный кризис отразился на детях, которые в условиях переоценки ценностей, оказались в своеобразном нравственном вакууме, отрицательно влияющем на личностное становление подрастающего поколения.

В периоды радикальных и стремительных преобразований в жизни общества актуальной является проблема социализации.

Социализация — сложный и многоуровневый процесс вхождения личности в социальную среду, усвоения, использования и последующей трансляции социальной информации в виде установок, ценностей, социальных ролей, свойств и качеств личности.

Социализация имеет две стороны:

— Первая характеризуется процессами адаптации личности к общественным условиям, усвоение человеком социального опыта.

— Вторая сторона имеет в виду самореализацию личностью своих потенций, творческих сил в социуме и предполагает определенный результат деятельности человека, выражающийся в объективно значимом культурном элементе.

Важной закономерностью в процессе социализации является обусловленность результатов самореализации личности в обществе результатами ее социальной адаптации. Если человек в ходе социализации усваивает отрицательный общественный опыт, то и результаты его самореализации будут носить асоциальный характер.

Говоря о социализации детей «в смутное время», необходимо выявить общественные механизмы, позволяющие управлять процессами социализации и соответственно направлять их в социально значимую сторону. Наиболее важным механизмом управления социализацией детей является воспитание как специально организованная деятельность педагога и воспитанников по реализации целей образования в условиях педагогического процесса.

В данной ситуации педагогам необходимо осознать и четко определить цели и задачи социализации подрастающего поколения в новых социокультурных условиях, найти соответствующие этим задачам содержание, формы, методы социального воспитания с учетом возрастных особенностей и имеющегося жизненного опыта.

 

Приоритеты туристско-краеведческой деятельности.

 

Туристско-краеведческая деятельность, как одна из составляющих процесса дополнительного образования, не имеет фиксированных сроков завершения и представляет собой непрерывную, последовательно переходящую из одной стадии в другую образовательную систему со своей оригинальной спецификой, полностью самоценную, не подлежащую никакой замене.

Современная социокультурная ситуация в построении гражданского общества усиливает процессы противостояния новым цивилизационным вызовам. Данная проблема обусловливает понимание того, что от образовательных стратегий гражданского образования, адекватных для начала 21 века, ждут ответов на то, каким будет человек в гражданском обществе разные группы общества: политики, чиновники, родители, бизнес сообщество, профессиональные и общественные организации, средства массовой информации, правозащитники и др.

Гражданское образование в современной школе представляет собой многоплановую, систематическую, целенаправленную и скоординированную деятельность государства как главного заказчика на образование, региональных сообществ и гражданского общества в целом по формированию нравственного облика личности, в характеристике которого с наибольшей полнотой реализуется способность школьника к сознательному мотивированному поведению, усвоению и принятию нравственных норм, выраженных в моральных понятиях, правилах, принципах, законах, выработки алгоритма становления гражданских ценностей, правового сознания и гражданского долга, чувства верности Отечеству, использования их в качестве личностных критериев нравственной оценки и самооценки. Это образование, ориентированное на формирование совокупности гражданских свойств личности.

Новое качество социальных ожиданий связано с осознанием того, что все свои проблемы общество может решить только через образованного и культурного (воспитанного) человека, способного к продуктивному сотрудничеству и совместной деятельности в человеческих сообществах, состоящих из людей, различных по своему вероисповеданию, национальности, менталитету, убеждениям, образу и смыслу жизни. Человек как субъект культуры, истории, собственной жизни становится главным предметом образования и науки. Гражданское образование становится частью образовательной политики общества в целом и педагогической практики в частности.

Гражданско-патриотическое воспитание воздействует на обучающихся через систему мероприятий, направленных на формирование правовой культуры и законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.

Гражданско-патриотическое воспитание следует рассматривать как общественно-историческое явление и как необходимость, цели и содержание, которых определяются закономерными тенденциями, существующими в обществе.

В качестве базовых компетенций гражданское образование сегодня включает в себя такие современные аспекты, как правовой, мультикультурный, демократический, наднациональный, институциональный и др., находя свое отражение во множественной или многоуровневой идентичности гражданина.

Знания гражданских норм и отношений, ценности и образы гражданина формируют нравственно-правовое сознание, которое реализуется в нравственно-правовом поведении. В этой связке определяющим компонентом формирования гражданских ценностей является нравственно-правовое сознание, поскольку оно, в конечном счете, определяет поведение.

Туристско-краеведческая деятельность создает уникальные возможности для синтеза потенциалов социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения. Обучающийся проявляет активность, самостоятельность в туристско-краеведческой деятельности, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности.

Роль учреждений дополнительного образования в туристско-краеведческой деятельности особая, так как именно непосредственная деятельность, занятия на практике позволяют обучающимся осознать у себя предрасположенность к определенной сфере человеческой деятельности.

Туристско-краеведческая деятельность ориентирована на формирование у детей ключевых компетенций для дальнейшей жизни: историко-познавательных, информационно-коммуникативных, социально-мировоззренческих, что позволит им занять достойное место в социуме.

Учреждение дополнительного образования туристско-краеведческого профиля, в лице ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону,  имеет широкие возможности для обеспечения процесса самореализации ребенка, оно способно обеспечить субъективную значимость успеха в отдельных видах деятельности по направлениям работы учреждения. Все это способствует приобретению знаний, умений, навыков, помогающих реализации потенциальных возможностей, проектированию и планированию собственных замыслов и достижений в условиях туристско-краеведческих мероприятий.

Образовательная среда ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, как учреждения дополнительного образования, представляет собой совокупность всех возможностей обучения, воспитания, развития личности и базируется на таких параметрах, как: открытость, интерес, активность, успех, свобода, непрерывность, творчество, объединяющихся средствами туризма, краеведения и экскурсий в единую воспитательную систему педагогов, обучающихся и родителей.

Наиболее значимыми характеристиками ТКД как фактора социализации подростков являются следующие:

— направленность на достижение социально и личностно значимых идеалов;

— «нестандартность», «ненормальность», яркая эмоциональная окрашенность, необычность и привлекательность;

— направленность на удовлетворение познавательных интересов;

— практически ориентированный и социально-развивающий характер.

Туристско-краеведческая деятельность интегрирует в себе все основные педагогические процессы. В ней значительно быстрее идет социализация личности, реализуется большинство принципов воспитания, ориентированных на развитие социально активной, духовно богатой, нравственно и физически здоровой личности, адекватно реагирующей на изменение условий общественной жизни.

 

Методологическая основа Концепции.

Методологической основой нашего исследования является:

¾    аксиологический подход (Л.М. Архангельский, М.В. Демин, А.Ф. Лазурский, Л.Н. Столович, Е.Н. Шиянов и др.);

¾    проблемы социализации (Б.Д. Парыгин, Л.П. Буева, С.С. Батенин, А.К. Уледов, Е.Б. Столбун, Х.Б. Сабиров, Л.М. Снежко, Н.В. Андреенкова и др.);

¾    соотношения социализации и воспитания  (Л.В. Выготский, Д. Б. Эльконин, А.И. Леонтьев, Л.И. Божович, К.А. Альбуханова-Славская, А.В. Петровский, Б.Г. Ананьев, А.В. Мудрик, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.);

¾    проблема гуманизации, теории и практики образовательного процесса и воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, Л.Г. Борисова, С.Л. Братченко Л.Ф. Колесников, И.Б. Котова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, В.А. Сластенин, В.Н. Турченко, Е.Н. Шиянов и др.);

¾    теории становления и развития воспитательной системы образовательного учреждения  (Л.И. Новикова, В.А. Караковского, Л.С., Щуркова, И.А. Колесникова, А.М. Рябченко и др.);

¾   проблемам дезадаптации, ресоциализации, превентивной психопедагогики  (С.А. Беличева, Г.А. Гусев, Н.В. Литвиненко, Ю. А. Урманцев и др.);

¾    исследования в области туристско-краеведческой деятельности (В.П.Голова, П.В. Иванова, Ю.С. Константинова, А.А. Остапца-Свешникова и др.).

Аксиологический подход, который позволил проанализировать проблему социализации и воспитания школьников с позиций идей гуманизма и, соответственно, выработать теоретические идеи и практические рекомендации социализации и воспитания школьников средствами туристско-краеведческой деятельности, организованной на основе гуманистических принципов. Сущность аксиологического подхода в педагогической деятельности нами определялась по трудам таких исследователей, как Л.М. Архангельский, М.В. Демин, А.Ф. Лазурский, Л.Н. Столович, Е.Н. Шиянов и др.

Аксиологический подход изначально определяет систему воспитания и социализации школьников, весь уклад школьной жизни, в основе которого – национальный воспитательный идеал как высшая педагогическая ценность, смысл всего современного образования и система базовых национальных ценностей. Система ценностей определяет содержание основных направлений воспитания и социализации школьников. Аксиологический подход является определяющим для всего уклада школьной жизни. Сам этот уклад должен быть социальной, культурной, личностной ценностью для школьников, педагогов и родителей.

Аксиологический подход в воспитании утверждает человека как носителя базовых национальных ценностей, как высшую ценность, способную к принятию и внесению в мир абсолютных ценностей. Он позволяет выстроить на прочных нравственных основах уклад жизни школьника и, таким образом, противостоять моральному релятивизму социальной среды.

Гуманистически ориентированный педагогический процесс является эффективным средством управления социализацией школьников. В рамках педагогического процесса средней школы существует ряд направлений образовательной деятельности обучающихся, каждое из которых несет свою функциональную нагрузку и влияет на формирование определенных сторон личности обучающихся. Одним из таких направлений является туристско-краеведческая деятельность (ТКД) школьников. Как внеурочная образовательная деятельность ТКД является эффективным средством социализации и воспитания школьников, так как она, при условии ее организации и осуществления на гуманистических принципах, может выполнять следующие образовательно-развивающие функции:

— образовательно-познавательную,

— воспитательно-развивающую,

— оздоровительную.

Кроме этого, в силу своей специфики, ТКД несет в себе в достаточной степени большой гедонистический потенциал, являясь видом досуга и отдыха. Это облегчает формирование мотивационно — ценностного отношения к ТКД как к образовательной деятельности школьников. Особое значение ТКД как средство социализации и воспитания школьников имеет для подросткового возраста. Именно подростки в силу возрастных особенностей своего развития могут в наибольшей степени проявить свою субъектность в условиях ТКД и, следовательно, данный вид образовательной деятельности является наиболее эффективным средством социализации и воспитания подростков.

Теоретическую основу нашего исследования составили труды по проблемам социализации, гуманизации, теории и практики образовательного процесса и воспитания, ТКД как особого вида образовательной деятельности школьников, развития детей подросткового возраста.

При анализе проблем социализации мы опирались на труды Б.Д.Парыгина, Л.П.Буевой, С.С.Батенина, А.К.Уледова, Е.Б.Столбуна, Х.Б.Сабирова, Л.М.Снежко, Н.В.Андреенковой и др. Важнейшую роль в теоретическом анализе проблемы нашего исследования сыграли идеи по проблемам социализации И.С. Кона.

Проблему соотношения социализации и воспитания мы исследовали на основе трудов Л.В.Выготского, Д. Б.Эльконина, А.И.Леонтьева, Л.И.Божович, К.А.Альбухановой-Славской, А.В.Петровского, Б.Г.Ананьева, А.В.Мудрика, Е.В.Бондаревской, И.Б.Котовой, Е.Н.Шиянова и др.

При изучении проблем гуманизации, теории и практики образовательного процесса и воспитания особое значение для нас имели работы таких авторов, как Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, Л.Г.Борисова,, С.Л.Братченко Л.Ф.Колесников, И.Б.Котова, А.В.Петровский, В.А.Петровский, В.А.Сластенин, В.Н.Турченко, Е.Н.Шиянов и др. Научные положения о сущности, становлений и развития воспитательной системы образовательного учреждения (Л.И.Новикова, В.А.Караковского, Л.С.Щуркова, И.А.Колесникова, А.М.Рябченко и др.).

Наиболее значительными исследованиями в области туристско-краеведческой деятельности являются работы В.П.Голова, П.В.Иванова, Ю.С.Константинова, А.А.Остапца-Свешникова. В них представлены теоретические основы ТКД как комплексного средства формирования и развития личности, показаны соотношения и взаимосвязи различных видов туризма и краеведения, описана система туристско-краеведческой деятельности образовательного учреждения.

Объект исследования:

— воспитанники ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в 5-11 классов МОУ СОШ №113;

— родители воспитанников;

— педагоги.

Предмет исследования — гражданско-патриотическое воспитание как фактор социализации и ресоциализации личности.

В соответствии с целями, объектом и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

— формирование чувства патриотизма, гражданственности;

— развитие социально значимых качеств у обучающихся, позволяющих адаптироваться к жизни и деятельности в современном обществе;

— повышение профессионализма и психолого-педагогических компетенции организаторов и специалистов гражданско-патриотического воспитания;

— разработка и апробирование модели сетевого взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования;

— интеграция основного и дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся;

— разработать научно-методическое сопровождение реализации модели взаимодействия (комплект авторских дополнительных образовательных программ).

 

Механизм и реализация Концепции.

Главным образом осуществление смыслового переноса определяющих свойств бытия, образа жизни из социальной организации (аналога) в воспитательную организацию (модель) и обратно происходит за счет социокультурного контекста. По своему назначению социокультурный контекст в социальном воспитании обеспечивает взаимосвязь элементов воспитательной организации, выступает как интегратор совместной деятельности, общения и отношений. Именно социокультурный контекст и позволяет выделить ключевые отличия вариантов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей.

Для рассмотрения особенностей социального воспитания в рамках названных моделей мы исходим из социально-педагогической концепции А.В. Мудрика:

— социальное воспитание включает организацию социального опыта, образование, индивидуальную педагогическую помощь,

— параметрами, позволяющие обнаружить разницу в моделях социального воспитания можно назвать: социокультурный контекст, содержание организуемого социального опыта, тип объединения, способы бытия воспитанников, типовые формы организации взаимодействия, иерархия сфер жизнедеятельности, правила и нормы (этикет), социальные роли взрослых и детей, регламентированность обучения, виды и методы обучения, виды просвещения, направленность самообразования, содержание индивидуальной педагогической помощи.

Социальное воспитание в учреждениях дополнительного образования детей можно представить как последовательную реализацию функций трех уровней:

¾   первый уровень — эмоциональная конвенция взаимосвязь мотивации воспитанника к участию в жизнедеятельности детского объединения и самореализации в ней (структурирование свободного времени ребенка, различные виды рекреации, развлечение, коммуникация, идентификация с референтной группой),

¾   второй уровень – содержательная конвенция (организация социального опыта соответствующего образу жизни социальной группы, реализующей определенную социокультурную функцию, интеграция в определенное социокультурное сообщество; образование, в том числе допрофессиональная и начальная профессиональная подготовка, индивидуальная педагогическая помощь в преодолении трудностей, связанных с несоответствиями между задачами и наличными возможностями воспитанника),

¾   третий уровень – смысло-жизненной конвенции (ориентация на общие и дифференциальные социокультурные ценности, содействие воспитаннику в самоопределении по отношению к исполнению социокультурной функции, конструировании варианта собственной жизни, организация опыта самоопределения и конструирования варианта жизни).

Механизмом и основным инструментом для достижения цели концепции развития площадки являются подпрограммы дополнительного образования, носящие инновационный характер. Каждая из них является многоцелевой, то есть ориентированной на достижения положительного результата согласно поставленной цели. Таким образом, создаётся своеобразная «сетка задач», решение которых будет способствовать именно развитию всех учреждений (Центр, школа), а не прогрессу в отдельной области. Методология программно-проектной деятельности принимается администрацией и педагогическим коллективом Центра и школы как эффективная, понятная и привлекательная для участия. Предстоящий этап развития муниципальной площадки предполагается быть реализованной через следующие подпрограммы по направленностям:

Туристско-краеведческая:

-«Туристы-краеведы»;

-«Туристское многоборье»;

Военно-патриотическая:

-«Юные патриоты»;

-«Юные спасатели»

Культурологическая:

«Юные экскурсоводы»

-«Литературное краеведение»;

-«История Дона»

Физкультурно-спортивная:

-«Специальная подготовка ориентировщиков в системе ДОД».

В деятельности объединений планируется использовать следующие формы работы: практические занятия, экспедиции, военно-спортивные эстафеты, туристские соревнования, игра. Неотъемлемой частью работы детских объединений является посещение музеев, работа в архивах, встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и военных конфликтов.

Осуществление дополнительного образования производится на основе типовых, модифицированных и авторских программ через введение в образовательный процесс школы работы детских объединений и замену третьего часа физкультуры на занятия по туризму.

 

Практическая значимость программы.

¾    разработка комплексной программы гражданско-патриотического воспитания в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

¾    апробация, обобщение и распространение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

¾    разработка методических рекомендаций по проблемам гражданско-патриотического воспитания, социализации и ресоциализации детей;

¾    разработка, сертификация походных и экскурсионных маршрутов;

¾    создание семейных объединений;

¾    создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ № 113;

¾    улучшение материально-технической базы учреждений, участвующих в эксперименте (строительство «Физкультурно-оздоровительного комплекса» для ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону,  реконструкция спортивного зала МОУ СОШ №113).

¾

 

Контроль реализации Концепции.

Общий контроль реализации настоящей Концепции осуществляет Администрация Центра и школы. Руководство реализацией Концепции осуществляет ЦДЮТур, который:

— составляет годовые планы мероприятий;

— осуществляет расчеты необходимых затрат по каждому мероприятию;

— представляет проектно-сметную документацию;

— предлагает источники финансирования программных мероприятий;

— назначает исполнителей конкретных мероприятий в соответствии с действующим законодательством.

Финансирование мероприятий Программы производится в соответствии с утверждаемыми сметами доходов и расходов.

Контроль исполнения Концепции и Программы предполагает создание системы мониторинга, направленной на реализацию следующих мероприятий:

-разработка методики мониторинга реализации Концепции и Программы;

-формирование перечня целевых индикаторов, характеризующих уровень достижения поставленных целей;

-формирование механизма корректировки стратегических подходов на основе данных мониторинга.

 

Ожидаемые результаты реализации Концепции.

¾   положительная динамика роста гражданско-патриотического сознания обучающихся, возрастание их социальной и трудовой активности;

¾   повышение уровня социализации, ресоциализации и творческой самореализации детей;

¾   применение в практической деятельности методик анализа и оценки состояния, эффективности и результатов работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

¾   выработка новых подходов к формированию гражданско-патриотического воспитания в рамках интеграции общего и дополнительного образования;

¾   обобщение и распространение опыта работы по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования.

 

Достоверность и обоснованность Концепции.

Достоверность и обоснованность полученных результатов обеспечиваются использованием комплекса методов, адекватных предмету и задачам исследования, репрезентативностью объема выборок, использованием математических методов при анализе полученных результатов и статистической значимостью экспериментальных данных.

 

Методы исследования:

¾   теоретические: междисциплинарный анализ состояния исследуемой проблемы; педагогическое моделирование;

¾   практические: изучение опыта организации туристско-краеведческой деятельности учащихся в школе и системе дополнительного образования; педагогическое наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; педагогический эксперимент;

¾   математические методы обработки полученных данных.

 

 

III. ПРОГРАММА РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ

 

Целью инновационной площадки является разработка системы воспитания, которая позволит сформировать гражданско-патриотические качества личности.

Данная цель охватывает весь педагогический процесс, ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

¾    формирование чувства патриотизма, гражданственности;

¾    развитие социально значимых качеств у обучающихся, позволяющих адаптироваться к жизни и деятельности в современном обществе;

¾    повышение профессионализма и психолого-педагогических компетенции организаторов и специалистов гражданско-патриотического воспитания;

¾    разработка и апробирование модели сетевого взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования;

¾    интеграция основного и дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся;

¾    разработать научно-методическое сопровождение реализации модели взаимодействия (комплект авторских дополнительных образовательных программ и т.д.)

Объект  — воспитанники ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в 5-11 классов МОУ СОШ №113;

— родители воспитанников;

— педагоги инновационной площадки

Гипотеза — туристко-краеведческая деятельность позволит сформировать гражданско-патриотические качества личности.

Программа ориентирована на принципы: партнерства, целостности, природо-культуро-социосообразности и сетевого взаимодействия.

Принцип партнерства предполагает консолидацию возможности всех социальных партнеров, подчинение интересам и целям исследуемой темы.

Принцип целостности реализует единую стратегию скоординированного развития всех составляющих системы образования.

Принцип природо-культуро-социосообразности имеет развивающую и воспитательную направленности, обеспечивает единство социализации и индивидуализации ребенка, становление начальных компетентностей, развитие способности самостоятельно решать доступные задачи.

Принцип сетевого взаимодействия позволяет комплексно решать педагогические задачи, определяет эффективность механизмов реализации этих решений в массовой практике.

 

Реализация программы включает в себя следующие этапы:

1-й этап — подготовительный (2011-2012 г.)

—       изучение и анализ научно-исследовательских, программно-методических и документальных источников по проблеме гражданско-патриотического воспитания, социализации и ресоциализации личности.

—       разработка диагностического инструментария для отслеживания качественных изменений в личностном развитии обучающихся, прохождения социализации и ресоциализации обучающихся.

—       стартовая диагностика обучающихся.

 

2-й этап — основной (2012 – 2013 г.)

—       разработка научно-методического сопровождения модели взаимодействия, реализующей образовательные программы различных уровней образования социализации и ресоциализации обучающихся.

—       создание интегрированной системы гражданско-патриотического воспитания в рамках основного и дополнительного образования для социализации и ресоциализации обучающихся.

—       диагностика мотивации посещения детских объединений.

—       создание проблемных групп для работы в инновационном режиме.

—       привлечение родителей обучающихся к жизнедеятельности учреждения (семейные клубы, участие в массовых мероприятиях) как механизм, облегчающий социализацию и ресоциализацию обучающихся.

—       создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ №113.

 

3-й этап — заключительный (2013 – 2014 г.)

—       разработка комплексной программы интеграции общего и дополнительного образования в рамках гражданско-патриотического воспитания для социализации и ресоциализации обучающихся.

—       разработка методических рекомендаций по проблемам гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающихся.

—       разработка и апробация модели процесса ресоциализации личности подростка девиантного поведения в общеобразовательной школе.

—       обобщение и распространение опыта по гражданско-патриотическому воспитанию в рамках интеграции общего и дополнительного образования как фактора социализации и ресоциализации обучающихся.

—       публикации в СМИ о деятельности учреждений.

—       разработка, сертификация походных и экскурсионных маршрутов.

 

Направления работы.

На протяжении всей жизни в человеке протекают два взаимосвязанных процесса — личностное становление и процесс социализации, вхождение человека в общность.

Воспитание и социализация обучающихся осуществляются не только образовательными учреждениями, но и семьей. В современных условиях на сознание ребенка, процессы его духовно-нравственного, психо-эмоционального развития, социального созревания большое влияние оказывает содержание телевизионных программ, кинофильмов, компьютерных игр, Интернета. Взаимодействие школы и семьи имеет решающее значение для организации нравственного уклада жизни ребенка. В формировании такого уклада свои традиционные позиции сохраняют учреждения дополнительного образования, культуры и спорта. Эффективность взаимодействия различных социальных субъектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся зависит от систематической работы школы по повышению педагогической культуры родителей, согласованию содержания форм и методов педагогической работы с учреждениями дополнительного образования.

Родители принимают деятельное участие в определении основных направлений, ценностей и приоритетов деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся, в разработке содержания и реализации программ воспитания и социализации обучающихся, оценке эффективности этих программ. Соответственно составной частью содержания деятельности школы по воспитанию и социализации обучающихся является деятельность школы по повышению педагогической культуры родителей. Знания, получаемые родителями, должны быть востребованы в реальных педагогических ситуациях. Эти знания должны открыть родителям возможности активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в воспитательных программах и массовых мероприятиях.

Гражданско-патриотическое воспитание является важной составляющей воспитания личности в эпоху смены идеалов. В рамках деятельности муниципальной инновационной площадки «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся как фактор социализации и ресоциализации личности» адаптируются дополнительные образовательные программы следующих направлений: «Юные патриоты», «Юные экскурсоводы», «Туристы-краеведы», «Специальная подготовка ориентировщиков в системе ДОД», «Туристское многоборье», которые оказывают влияние на формирование в сознании подрастающего поколения патриотических чувств, почитания ценностей многонационального государства, изучение героического прошлого  старших поколений и взаимодействуют с образовательными учреждениями и музеями города Ростова-на-Дону.

Туризм и краеведение – интегративная деятельность, которая при разумной организации дает огромные воспитательные и образовательно-оздоровительные результаты, играет большую роль в становлении личности ребенка, задействует духовно-нравственную, физическую, эмоционально-чувственную, волевую, потребностно-мотивационную и интеллектуальную сферы ребенка.

Задачами научного сопровождения инновационной площадки являются как теоретические, так и практические.

Теоретические задачи:

— анализ исследуемой  проблемы;

— выделение критериев оценки формирования гражданско-патриотического воспитания как фактора социализации и ресоциализации обучающих;

— разработка экспериментального исследования;

— подбор и разработка диагностического инструментария;

— количественный и качественный анализ полученных данных.

Практические задачи:

— первичная  диагностика;

— промежуточная диагностика;

— итоговая диагностика.

Для подтверждения гипотезы и в соответствии с поставленными задачами инновационной площадки планируется создание трех групп:

¾   Родители воспитанников;

¾   Педагоги инновационной площадки;

¾   Воспитанники ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ 113.

¾   Группу воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ 113 планируется разделить на две подгруппы (Таблица 1).

Таблица 1

Название подгруппы

Критерии включения в группу

Подгруппа

социализации

¾   обучающиеся не вошедшие в группу ресоциализации.
Подгруппа

ресоциализации

 

¾   имеются вредные привычки (употребление ненормативной лексики, курение, употребление алкоголя);

¾   зафиксировано асоциальное поведение, кражи, хулиганство;

¾   плохая успеваемость (текущие оценки 2-3)

Всего выборка исследования группы воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ №113 составит 150 человек.

Процесс формирования двух подгрупп будет осуществляться при помощи следующих методов:

  1. Биографический (анализа материалов биографического характера, проливающих свет на психологические особенности воспитанника и условия его развития) — состав семьи, основные характеристики ее членов (возраст, образование, профессия, должность), социально-бытовые условия, своеобразие положения и поведения воспитанника в семье;
  2. Анализ продуктов деятельности (основан на анализе результатов учебной работы, общественной деятельности) — анализ успеваемости воспитанников;
  3. Анкетирование классных руководителей — выявление воспитанников с поведенческими проблемами.
  4. Тестирование обучающихся по выделенным критериям;
  5. Методы математической статистики (критерий Манна-Уитни, корреляционный анализ и др.)

Результаты работы инновационной площадки будут оцениваться по выделенным критериям.

Так, в группе педагогов критериями выступают:

¾    новые технологии работы по гражданско-патриотическому воспитанию;

¾   — увеличение числа походных и экскурсионных маршрутов;

¾   — создание туристско-краеведческого клуба на базе МОУ СОШ № 113;

¾   — публикация статей по проблемам гражданско-патриотического воспитания.

В группе родителей воспитанников:

¾   увеличение числа родителей, участвующих в школьных мероприятиях (родительские собрания, праздники и др.);

¾   — увеличение числа родителей, участвующих в мероприятиях инновационной площадки;

¾   — создание родительских объединений.

¾   в группе воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся в МОУ СОШ №113, как в подгруппе социализации, так и в подгруппе ресоциализации были выделены количественные и качественные критерии оценивания.

К количественным критериям оценивания мы относим:

¾    успеваемость воспитанников ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону, обучающиеся  в МОУ СОШ №113;

¾    частота участия в школьных, районных, городских и государственных мероприятиях.

К качественным критериям оценивания мы относим:

¾     толерантность;

¾     иерархия ценностей;

¾     направленность на приобретение знаний;

¾     социально-психологическая адаптация;

—         отношение к труду;

—         предрасположенность к конфликтному поведению;

—          уверенность в себе;

—          самооценка.

Эффективность результатов программы может быть представлена на уровнях:

  1. индивидуально-личностном, где показателем результативности являются положительные изменения у обучающихся в компонентах личностного образования, переход количественного уровня познаний в качественный;
  2. микросоциума образовательных учреждений (МОУ СОШ №113 и ЦДЮТур г. Ростова-на-Дону), где показателем являются качественные изменения воспитательного и образовательного пространства и среды, создание условий для выявления и творческой самореализации, как воспитанников, так и педагогов.

 

 


 

IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

                                                У России есть колоссальные природные

ресурсы и богатый научный потенциал.

И нет ни одной серьёзной причины,

 которая не позволила бы нам достичь

поставленных целей, ни одной!

В.В. Путин

 

В настоящее время обращается все больше внимания на создание разнообразных условий и возможностей для проявления обучающимися себя, своих интересов, способностей, на удовлетворении ребенка в физическом, интеллектуальном развитии. И именно дополнительное образование способствует возможности создания таких условий.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Вместе с тем в условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Дополнительное образование позволяет полнее использовать потенциал школьного образования за счет углубления, расширения и применения школьных знаний. Оно компенсирует неизбежную ограниченность школьного образования путем реализации досуговых и индивидуальных образовательных программ, дает возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы. Вместе с тем в условиях вариативной образовательной системы растет спрос на такие программы дополнительного образования, которые компенсировали бы известную односторонность профильного обучения в школе, способствовали бы «гармонизации» общего образования.

Дополнительное образование не только существенно расширяет знания о творческих возможностях человека и творческом потенциале обучаемых, оно обеспечивает возможность успеха в избранной сфере деятельности и тем самым способствует развитию таких качеств личности, которые важны для успеха в любой сфере деятельности, оно создает возможность формирования круга общения на основе общих интересов, общих духовных ценностей. В ряде случаев дополнительное образование становится фактором реабилитации личности за счет компенсации школьных неудач достижениями в области дополнительного образования.

Туристско-краеведческая деятельность создает уникальные возможности для синтеза потенциалов природной социальной и личностной среды в воспитании и развитии личности подрастающего поколения. Обучающийся проявляет активность, самостоятельность в туристско-краеведческой деятельности, познавательный интерес, обладающий значительными побудительными регулятивными возможностями и активности, и самостоятельности. Весь комплекс этих личностных образований можно условно считать механизмом становления активной позиции подростка:

-ТКД как вид воспитательно-развивающей деятельности обладает определенной спецификой, позволяющей эффективно влиять на воспитание и социализацию школьников в подростковом возрасте;

-ТКД должна быть интегрирована в педагогическую систему общеобразовательной школы, корректироваться с образовательным процессом школы и представлена в виде модели, в структуру которой входят годовые, сезонные и текущие туристско-краеведческие циклы;

-в каждом туристско-краеведческом цикле в зависимости от ведущих потребностей детей (в детском объединении), особенностей и перспектив их развития, требований педагогической системы школы, должны быть сформированы конкретные цели, задачи, определены формы и направления ТКД, подобраны методы и технологические приемы педагогической деятельности;

-ТКД как средство воспитания и социализации подростков будет эффективной только в условиях гуманистической переориентации целевого, содержательного и технологического компонентов, то есть реализации в образовательном процессе ТКД культурологического, личностно-деятельностного, диалогического и индивидуально-творческого подходов.

 

 

 

V. ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Альбуханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Просвещение, 1991. – С.547.
  2. Ангеловски К. Учителя и инновации. – М.: Просвещение, 1991. –С.159.
  3. Аникеев А.С., Борисова О.В., Симоненко П.П. Рекомендации по организации гражданско-правового образования в общеобразовательных учреждениях Калужской области. – Калуга: Калужский институт социологии, 2001. – С.153.
  4. Бахмутский А.Е. Мониторинг школьного образования: проблемы и решения. СПб, КАРО, 2007.

Бим-Бад Б.М., Петровский А.В. Образование в контексте социализации. // Педагогика. №1. – М.: Аспект Пресс, 1996. – С.345.

  1. Боголюбов Л.Н./в соавт. Концепция гражданского образования в общеобразовательной школе // Преподавание истории и обществознания в школе. -2003, №9. – С.20-30.
  2. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях// – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. – С.254.
  3. Бондаревская Е.В. Воспитание как возрождение человека культуры // Основные положения концепции воспитания в изменяющихся условиях// – Ростов-на-Дону: РГПУ, 1993. – С.254.
  4. 8.    Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. – С.360.
  5. Бондаревская Е.В. Личностно-ориентированный подход к качеству образования в условиях модернизации. – Ростов-на-Дону: РГПУ, 2002. –С. 360.
  6. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики. // Педагогика, 2007. №6
  7. Бутко Е.Я. Методологические основы эффективного  профессионального образования, обеспечение социальной адаптации и занятости молодежи. Сборник докладов Международного конгресса занятости 2000г. – М.: 1996. – С.57-59.
  8. Вяземский Е.Е. Переход в системе общего образования к профильному обучению.// Сб. Профильная школа Москвы: опыт, проблемы, перспективы – М.: 2003 С.30.
  9. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.2002. – № 7.
  10. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006– 2010 годы». [Электронный ресурс]: http://www.ed.gov.ru/junior/new_version/grad_patr_vospit_molod.
  11. Закон Об образовании Российской Федерации. М.: Дом ИНФРА-М, 2001. – С.52.
  12. Заславская О.В. Гражданское воспитание школьников и демократизация России. Детство в правовом пространстве гражданского образования из опыта работы новомосковской школы-интерната для детей-сирот. – М.: Издательский дом «ЭВРИКА», 2004. – С.375.
  13. Инструктивно-методическое письмо «О гражданском образовании учащихся образовательных учреждений РФ №13-51-08/13 от 15.01.2003
  14. Иоффе А.Н. Современные вызовы и риски развития гражданского образования в России. // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
  15. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании.//Педагогика, №2. 1996. – С. 231.
  16. Кларин М.В. Личностная ориентация в непрерывном образовании.//Педагогика, №2. 1996. – С. 231.
  17. Концепции модернизации российского образования // Вестник образования. № 3. – М.: МГУ, 2002. – С. 8.
    1. Колотий С.В. Воспитание гражданина и патриота средствами краеведения. // Инновации в образовании, 2006. №6.
    2. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века.

// Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.

  1. Никитин А.Ф. Нравственно-правовое воспитание учащихся (из опыта работы)//кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1986. – С.358.
  2. Остапец А.А. Педагогика туристско-краеведческой работы в школе. М.: Педагогика, 1985.
  3. Пашкович И.А. Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Волгоград: «Учитель», 2006.
  4. Пинский А.А. Образование свободы и несвобода образования. – М.: АПК и ПРО, 2001. – С. 15-16.

28.Потякин А.А. Правовой нигилизм как вариант современного российского правосознания // Общество и политика. – СПб.: Питер, 2000. – С. 349.

  1. Следзевский И.В., Вяземский Е.Е., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования в общеобразовательных учреждениях.
  2.  Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. Изд-во 2-е. доп.и преработанное. –М.: Агентство «Издательский сервис»,2005. – С.480.
  3. Шнекендорф З.К. Конвенция о правах ребенка: Программа и материалы спецкурса. – М.: Московская школа прав человека, 1996. – С.153.