Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям через прикладную деятельность
Вид проекта: познавательно-творческий
Продолжительность: краткосрочный — март — апрель 2022 г.
Участники проекта: дети, воспитатели МБДОУ № 75, родители.
Возраст участников: 6-7 лет.
Форма реализации: занятия, игровая и художественно — прикладная деятельность.
Образовательные области:
- познавательное развитие;
- социально — коммуникативное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.
Задачи:
- Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха»;
- Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;
- Создать условия для реализации творческой деятельности;
- Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность в изделиях народного творчества.
.Девиз работы: Всегда найдется дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг…
Ожидаемые результаты проекта:
- Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- Расширение кругозора детей и знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, русскими народными играми;
- Развитие творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости дошкольников.
- Вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс.
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи.
В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.
Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Все это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
В соответствие с задачами Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, от «17» октября 2013 года N 1155, и требованиями современности, я решила познакомить детей с народным праздником Пасха.
В доступной форме, через знакомые действия и личный опыт, вовлеченные в разную деятельность, дошкольники смогли прикоснуться к истокам русской народной культуры, принять участие в сохранении преемственности поколений, перенять духовные и художественные ценности.
Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к народной культуре стало расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего народа, знакомство с народными промыслами и играми, символами праздника Пасха.
Непосредственное участие в народных играх познакомило дошкольников с колоритом народных обычаев, своеобразием языка, формой и содержанием разговорных текстов. Народная игра «Скрутка яиц» дала возможность проверить свою ловкость и точность движений. Восторг, азарт и хорошее настроение детей еще долго сохранялись после этой игры.
Получив знания о некоторых традициях, народных играх во время праздника, мы приступили к тематической декоративно прикладной деятельности. В рамках проекта мы выполнили несколько видов поделок.
Конструирование из бумаги курочек и цыплят. Для конструирования птиц детям было предложено несколько вариантов (складывание из квадрата или из круга, различные элементы оформления). Все работы получились разными, несмотря на одинаковый шаблон и раздаточный материал.
Яйцо «крашенка» — является одним из символов Пасхи. Для украшения яиц, мы использовали несколько способов — объемную аппликацию и рисование пластилином на шаблоне, затем выкладывали композиции из поделок.
Вся деятельность детей сопровождалась речью. Дети учились составлять небольшие рассказы о том, что делают, делать свои умозаключения, осваивали новые способы работы с различным материалом, где каждому виду работ требовались различные усилия и навыки.
Тема светлого праздника нашла эмоциональный отклик и поддержку среди родителей. Родители совместно с детьми пекли праздничный хлеб, красили яйца, делали поделки. Творческие работы семей заняли достойное место в тематическом вернисаже группы.
Надеюсь, что в дальнейшем, соприкасаясь с традиционными проявлениями этого праздника, дети данной группы будут вспоминать, с чем он связан и возможно более глубоко учиться размышлять на эту тему.
Подводя итог работы, хочу отметить, что участие в проекте продолжило знакомство дошкольников с народными традициями и стало для них способом удовлетворения своей познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, способом развития эмоционально-волевой сферы. Я попыталась в доступной форме и различными способами дать детям основы понимания праздника Пасхи. Вовлеченные в разнообразную деятельность, дети учились выражать свои чувства и замыслы, демонстрировать эмоции и отношение к окружающему миру, улучшили свои коммуникативные навыки и способы работы с различными материалами
Мы воплотили свои фантазии в реальность и рассказали о светлом православном празднике Пасха, как поняли, прочувствовали и представали.
Продуктом проекта стали оригинальные и яркие поделки, панно, объемные игрушки, хорошее настроение детей и желание создавать красоту своими руками.
Приглашаю Вас посмотреть нашу выставку работ.