Творческий проект «Пасхальный перезвон»

Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры и традициям через прикладную деятельность

Вид проекта: познавательно-творческий

Продолжительность: краткосрочный — март — апрель 2022 г.

Участники проекта: дети, воспитатели МБДОУ № 75, родители.

Возраст участников: 6-7 лет.

Форма реализации: занятия, игровая и художественно — прикладная деятельность.

Образовательные области:

  • познавательное развитие;
  • социально — коммуникативное развитие;
  • речевое развитие;
  • художественно-эстетическое развитие;

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи:

  • Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха»;
  • Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства;
  • Создать условия для реализации творческой деятельности;
  • Научить видеть красоту, своеобразие и самобытность в изделиях народного творчества.

.Девиз работы: Всегда найдется дело для умелых рук, если хорошенько посмотреть вокруг…

Ожидаемые результаты проекта:

  • Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
  • Расширение кругозора детей и знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, русскими народными играми;
  • Развитие творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости дошкольников.
  • Вовлечение родителей в воспитательный и образовательный процесс.

В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи.

В связи с этим особую актуальность приобретает овладение народным наследием, естественным образом приобщающее ребенка к основам национальной культуры.

Возвращение к корням, изучение культуры и быта народа способствует сохранению русских традиций и обычаев. Народное творчество в доступной детям форме передает особенности русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, красоте, правде, храбрости, верности, уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук, веру в благополучное будущее. Все это является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

В соответствие с задачами Федерального Государственного Стандарта дошкольного образования, от «17» октября 2013 года N 1155, и  требованиями современности, я решила познакомить детей с народным праздником Пасха.

В  доступной форме, через знакомые действия и личный опыт,  вовлеченные в разную деятельность, дошкольники смогли прикоснуться к истокам русской народной культуры, принять участие в сохранении преемственности поколений, перенять духовные и художественные ценности.

Первым шагом на пути к приобщению дошкольников к народной культуре стало расширение знаний о своей малой родине, изучение обычаев и традиций своего народа, знакомство с народными промыслами и играми, символами праздника Пасха.

Непосредственное участие в народных играх познакомило дошкольников с колоритом народных обычаев, своеобразием языка, формой и содержанием разговорных текстов. Народная игра «Скрутка яиц» дала возможность проверить свою ловкость и точность движений. Восторг, азарт  и хорошее настроение детей еще долго сохранялись после этой игры.

Получив знания о некоторых традициях, народных играх во время праздника, мы приступили к тематической декоративно прикладной деятельности. В рамках проекта мы выполнили несколько видов поделок.

Конструирование из бумаги курочек и цыплят. Для конструирования птиц детям было предложено несколько вариантов (складывание из квадрата или из круга, различные элементы оформления). Все работы получились разными, несмотря на одинаковый шаблон и раздаточный материал.

Яйцо «крашенка» — является одним из символов Пасхи. Для украшения яиц, мы использовали несколько способов — объемную аппликацию и рисование пластилином на шаблоне, затем выкладывали композиции из поделок.

Вся деятельность детей сопровождалась речью. Дети учились составлять небольшие рассказы о том, что делают, делать свои умозаключения, осваивали  новые способы работы с различным материалом, где каждому виду работ требовались различные усилия и навыки.

Тема светлого праздника нашла эмоциональный отклик и поддержку среди родителей. Родители совместно с детьми пекли праздничный хлеб, красили яйца, делали поделки. Творческие работы семей заняли достойное место в тематическом вернисаже группы.

Надеюсь, что в дальнейшем, соприкасаясь с традиционными проявлениями этого праздника, дети данной группы будут вспоминать, с чем он связан и возможно более глубоко учиться размышлять на эту тему.

Подводя итог работы, хочу отметить, что участие в проекте продолжило знакомство дошкольников с народными традициями  и стало для них способом удовлетворения своей познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей, способом  развития эмоционально-волевой сферы. Я попыталась в доступной форме и различными способами дать детям основы понимания праздника Пасхи. Вовлеченные в разнообразную деятельность, дети учились выражать свои чувства и замыслы, демонстрировать эмоции и отношение к окружающему миру, улучшили свои коммуникативные навыки и способы работы с различными материалами

Мы воплотили свои фантазии в реальность и рассказали о светлом православном празднике Пасха, как поняли, прочувствовали и представали.

Продуктом проекта стали оригинальные и яркие  поделки, панно, объемные игрушки, хорошее настроение детей и желание создавать  красоту своими руками.

Приглашаю Вас посмотреть нашу выставку работ.