Я знаю, как это сделать и научу Вас
Мастер-класс – хорошо известная в сфере образования форма передачи опыта и познания нового посредством активной деятельности участников, решающих поставленную перед ними задачу. Несмотря на это, презентация наработанного профессионального опыта в ходе проведения мастер — класса до сих пор вызывает многих педагогов затруднения.
Идея мастер — класса заимствована из практики музыкантов и художников и состоит в том, что признанный мастер демонстрирует свои уникальные приемы работы (например, над музыкальным произведением или оригинальную технику живописи) широкому кругу подготовленных слушателей. Здесь, в отличие от публичных выступлений, слушатели имеют возможность приобщиться к процессу рождения шедевра, на какое-то время стать учениками признанного мастера, что в реальной повседневной жизни удается лишь немногим. Учениками становятся как преподаватели, исполнители, так и начинающие специалисты, поскольку мастер-класс позволяет познакомиться с работой над конкретным произведением, творческим продуктом и более общими принципами и походами педагогической и исполнительской деятельности.
Мастер-класс — это показательный урок (занятие) специалиста для работающих без отрыва от производства. Участники мастер — класса повышают свою квалификацию, приобретают новые знания и часто открывают что-то новое, неизвестное для себя. Уникальность этой формы общения заключается в том, что приемы и способы решения педагогических х примерах, а в неразрывной связи с конкретной задачей.
Мастер-класс – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи. Преимущества такого подхода:
- высокая эффективность, неоднократно подтвержденная научными исследованиями в области социальной и педагогической психологи, также разнообразными социологическими мониторингами;
- приобретение и закрепление практических знаний и навыков;
- развитие гибкости мышления;
- возможность (для уже состоявшихся специалистов) познакомиться с новой технологией, современными методиками и авторскими наработками, что, безусловно, способствует продвижению в своем деле.
Для того чтобы организовать мастер-класс в образовательном учреждении, необходимо четко определить цель данной формы общения. В первую очередь, это посвящение в секреты избранной специальности. Мастер-класс не ставит целью научить молодого педагога азбучным истинам профессии. В жестких временных рамках это почти невозможно. Однако на мастер — классах специалисты делятся своими профессиональными секретами, которые могут помочь более опытным слушателям в совершенствовании своей профессиональной деятельности, а молодым — открыть новые привлекательные грани выбранной профессии. Также это обучение инновационным подходам в данной области знания или деятельности. Благодаря мастер – классам, осуществляется отбор средств и методов инновационной деятельности в учреждении. Несмотря на то, что мастер-класс сродни семинару (и там и здесь специалист рассказывает и, что еще более важно, показывает, как применять на практике новую технологию или метод), первый — всегда однодневное мероприятие.
К участию в мастер — классах приглашаются как опытные, так и начинающие работать в своей области специалисты. Эффективное освоение темы мастер — класса происходит на основе продуктивной деятельности всех участников.
При организации мастер — класса нужно руководствоваться формулой: «Как ? Для кого? Чему научат?». Придерживаясь такого подхода, можно быть уверенными, что мастер-класс не станет скучным и бесполезным мероприятием.
Отвечая на первый вопрос, следует помнить, что мастер-класс — это не лекция или доклад, в нем могут быть лишь их отдельные элементы. Вместо этого предполагается наличие массы практических примеров, рекомендаций, технических приемов работы. А самое главное, тема мероприятия не должна быть скучной, должна заинтересовывать слушателя.
Разрабатывая свой мастер-класс, всегда надо учитывать его целевую аудиторию (т. е. ответить на вопрос: «Для кого он предназначен?». Более всего мастер-класс будет полезен:
- для педагогов, которые хотели бы разработать свою концепцию, иметь собственную авторскую образовательную программу;
- педагогов, которые хотели бы освоить новую оригинальную образовательную технологию, методику, прием;
- педагогов, которые хотели бы повысить свое профессиональное мастерство в конкретном виде деятельности;
- специалистов, у которых есть портфолио (список выполненных работ ляжет в копилку собственного опыта, поможет в самопрезентации на любом уровне);
- методистов образовательных учреждений.
Мастер-класс не является ни семинаром, ни тренингом, его время и возможности ограничены. Поэтому при его организации следует четко продумать, что конкретно вы хотите предложить коллегам, что может заинтересовать их, чему вы их научите.
Мастер-класс предполагает:
- описание общего алгоритма работы;
- анализ одной или нескольких конкретных работ с рассказом о том, как можно использовать подобные подходы в своей деятельности;
- обратную связь для участников: они могут принести на мастер-класс свою работу и получить по ней развернутый комментарий;
- подготовку своего портфолио и раскрытие методов его эффективного использования;
- ответы педагога-мастера на интересующие слушателей вопросы.
Продумав содержание мастер — класса, можно перейти к его организационной части, которая имеет несколько особенностей.
Продолжительность мастер — класса не является постоянной. Обычно — от нескольких часов до целого дня, в зависимости от числа участников, помещения, оборудования, климата и времени суток. На все эти факторы бывает сложно повлиять, гораздо проще под них подстроиться. Кроме того, при организации мастер — класса должно быть обязательно предусмотрено следующее:
- удобное для проведения занятий помещение;
- проектор (для показа схем и иллюстраций);
- канцелярские принадлежности (листы ватмана, цветные маркеры )
Грамотно организованный мастер-класс поможет педагогу – мастеру донести до коллег свой успешный педагогический опыт, а присутствующим коллегам — повысить профессиональную компетентность.
Деятельность участников мастер – класса
- изучение разработок по теме мастер-класса;
- участие в обсуждении полученных результатов;
- постановка вопросов, получение консультаций;
- обсуждение собственных проблем, вопросов, разработок;
- предложение собственных решений по обсуждаемым проблемам.
Для проведения мастер — классов необходимо наличие документов:
- Положение о мастер — классе – это локальный нормативный документ, раскрывающий суть мастер — класса как особой формы обмена педагогическим опытом, а так же особенности его организации в данном учреждении.
- Памятка для педагога – мастера представляет собой развернутое описание всех действий, которые должны быть выполнены и учтены в процессе подготовки к мастер – классу.
- Информационная справка содержит краткие сведения о предстоящем мастер — классе, о личности ведущего мастер-класс, входит в состав раздаточного материала для участников мастер-классов.
- План — конспект мастер-класса – это краткое систематизированное изложение хода мероприятия в соответствии с поставленными автором целями и задачами.
- Анкета для участников мастер — класса — фиксации мнений, пожеланий, замечаний участников, является элементом рефлексии.
Анализ и обобщение полученной информации дает возможность отслеживать динамику развития мастер-класса как средства повышения профессионального мастерства, интерактивного обмена опытом.
Приложение 1
Положение о мастер — классе
- Общие положения
1.1. Мастер-класс — один из наиболее эффективных современных способов обмена и распространения передового педагогического опыта путем прямого комментированного показа приемов и методов работы педагога, получившего признание в профессиональной среде.
1.2. Мастер-класс объединяет педагогов, желающих получить полную информацию о накопленном опыте педагога-мастера, освоить и использовать разработанные и апробированные им на практике программы, методики, технологии.
1.3. Ведущим (автором) мастер — класса является педагог-мастер — высококвалифицированный педагогический работник, владеющий инновационным опытом работы, обладающий индивидуальным стилем педагогической деятельности, достигший высоких результатов в сфере своей профессиональной деятельности.
1.4. Педагог-мастер при проведении мастер — класса руководствуется настоящим Положением и несет ответственность за достоверность и объективность фактов, представленных в материалах мастер — класса.
- Цели, задачи и ожидаемые результаты мастер — класса
Целью мастер — класса является:
2.1. Повышение профессионального мастерства педагогов — участников мастер — класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.
Задачами мастер — класса являются:
2.2. Конструирование (воссоздание) педагогом-мастером перед участниками мастер -класса своей авторской модели образовательного процесса (или иного вида педагогической деятельности) в режиме демонстрируемой педагогической технологии;
2.3.Обучение участников мастер — класса конкретным навыкам, составляющим основу транслируемого педагогического опыта, и способам достижения намеченных результатов;
2.4.Демонстрация умения педагога-мастера проектировать успешную деятельность учащихся;
2.5. Популяризация его инновационных идей, авторских находок;
2.6.Активизацию познавательной деятельности участников мастер — класса;
2.7.Повышение уровня их профессиональной компетентности по основным аспектам демонстрируемой деятельности;
2.8.Рост мотивации участников мастер — класса к формированию собственного стиля творческой педагогической деятельности.
- Содержание деятельности педагога-мастера во время проведения мастер — класса
3.1.Изложение концептуальных основ собственной системы работы (актуальность, основные идеи авторского подхода к демонстрируемой педагогической деятельности, его новизна, важнейшие результаты).
3.2.Краткая характеристика практической стороны педагогического опыта педагога-мастера:
- рассказ о предстоящей форме представления опыта педагога-мастера;
- характеристика учащихся;
- ознакомление участников мастер — класса с основными приемами и методами работы, дидактическими материалами, которые будут демонстрироваться.
3.3.Прямой комментированный показ в действии приемов и методов работы педагога-мастера в форме:
- открытого занятия с участием учащихся;
- практического занятия с участниками мастер — класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер — класса и др.
3.4. Рефлексия:
- самоанализ проведенного занятия (или другой формы представления опыта) педагогом-мастером; а вопросы участников мастер — класса к педагогу по проведенному занятию (игре и т. п.);
- общая дискуссия, заключительное слово педагога-мастера.
3.5. Консультирование педагогом-мастером участников мастер — класса по использованию представленного педагогического опыта.
- Организация мастер — класса
4.1.Мастер-класс может проводиться как на уровне учреждения — для сотрудников учреждения, так и на городском уровне — для педагогов других образовательных учреждений.
4.2. Мастер-класс может проводиться как отдельное (разовое) мероприятие, так и в виде серии мероприятий, объединенных одной темой.
4.3.Мастер-класс городского уровня проводится, как правило, вне основной сетки часов педагога-мастера и оплачивается по представлению руководителя образовательного учреждения.
4.4.Участие педагогических работников в проведении мастер — классов учитывается при аттестации.
- Документы, регламентирующие проведение мастер-классов
К документам, регламентирующим деятельность педагогов в данном направлении, относятся:
- настоящее Положение;
- приказ директора об организации и проведении мастер — классов;
- протоколы заседаний МО, на которых рассматривались вопросы организации и проведения мастер – классов;
- план — график проведения мастер — классов по учреждению;
- информационная справка по результатам проведения мастер – класса;
- план – конспект мастер – класса.
Приложение 2
Памятка для педагога – мастера
о подготовке и проведении мастер – класса
1.Этап подготовки
1.1. Приглашение на мастер-класс в различных формах:
- интернет-объявление на сайте, рассылка по электронной почте;
- текстовые формы — листовки, буклеты, объявления, афиши;
- личные контакты — устная информация по телефону, на мероприятии и т. д;
- приказ по учреждению.
1.2. Структура объявления о мастер-классе: и Ф.И.О. автора;
- сведения об авторе; в фото;
- тема мастер — класса;
- аннотация мастер — класса;
- кому адресован, на какой возраст детей рассчитан;
- дата проведения мероприятия;
- адрес образовательного учреждения;
- примерная продолжительность;
- контактный телефон, электронный адрес.
1.3. Подготовка помещения:
- посадочные места, а также столы или планшеты;
- технические средства (компьютер, проектор, экран, колонки, микрофон, магнитофон, видеомагнитофон, доска и т. п.);
- оборудование в зависимости от профиля;
- расходные материалы;
- канцелярские принадлежности: писчая бумага, ручки, карандаши, маркеры.
1.4. Регистрация участников:
- лист регистрации участников;
- ответственные за регистрацию.
1.5. Раздаточный материал для участников мастер-класса:
- информационная справка о мастер-классе;
- методические рекомендации по применению представляемой технологии;
- дидактические материалы — схемы, выкройки, чертежи, фотографии и другие материалы по усмотрению педагога-мастера.
1.6. План-конспект мастер-класса (необходим для самого педагога-мастера, а также по окончании мастер-класса он может быть передан в соответствующие организации для последующей публикации).
План-конспект имеет следующую структуру:
- тема;
- цель и задачи мастер-класса;
- ожидаемые результаты;
- ход мастер-класса;
- методы и приемы;
- дидактические материалы;
- список литературы.
- Этап реализации:
2.1.Краткое изложение концептуальных основ собственной системы работы по теме мастер — класса (актуальность, новизна авторского подхода, результативность).
2.2.Информирование о предлагаемой форме представления опыта педагога-мастера.
2.3.Постановка целей и задач мастер — класса.
2.4.Активизация деятельности его участников (тренинг, разминка и т. п.).
2.5.Представление опыта педагога-мастера как системы путем прямого комментированного показа в действии основных приемов и методов работы с использованием тех или иных форм:
- элементов открытого занятия с участием обучающихся;
- практического занятия с участниками мастер — класса путем непосредственного контактного обучения основным приемам осуществления представляемой деятельности;
- ролевых, имитационных игр с участниками мастер — класса и др.
2.6. Индивидуальная работа с участниками мастер — класса (при необходимости).
2.8. Осуществление видеозаписи
- Этап рефлексии
3.1. Самоанализ педагогом-мастером проведенного мастер — класса.
3.2. Вопросы участников мастер-класса к педагогу по проведенному занятию.
3.3. Общая дискуссия.
3.4. Заключительное слово педагога – мастера.
3.5. Опрос участников мастер — класса (анкетирование).
3.6. Заполнение книги отзывов.
Приложение 3
Информационная справка о мастер-классе
Структура информационной справки:
- тема мастер-класса;
- место проведения (учреждение), отдел, аудитория, дата, время;
- Ф.И.О. автора, его фото (можно в окружении детей);
- сведения об авторе, его достижениях (личных и детского коллектива);
- аннотация мастер-класса (указать, что демонстрируется во время мастер-класса, на какой возраст детей рассчитана методика);
- рекомендуемая литература;
- контактный телефон автора, электронный адрес.
Приложение 4
План – конспект мастер-класса
Педагог-мастер _______________________________________________
Дата проведения ______________________________________________
Время проведения _____________________________________________
Место проведения ___________________________________________
Продолжительность мастер-класса ______________________________
Цель мастер-класса: _________________________________________
Задачи:
- обучающие (перечислить)___________________________________
- развивающие (перечислить)__________________________________
- воспитательные (перечислить) _______________________________
Оборудование: _____________________________________________________________
Раздаточный материал: _____________________________________________________________
Ход мастер-класса:
- вводная часть (5 мин);
- основная часть (35 мин);
- заключительная часть (5 мин).
Проверка реализации поставленных задач и достижения цели осуществляется с помощью _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Педагог _______________________________________________________________
Проверяющий _______________________________________________________________
Приложение 5
Анкета для участника мастер-класса
Уважаемый коллега!
Мы обращаемся к Вам с просьбой ответить на ряд вопросов, касающихся проведения и результативности мастер-класса, организуемых в нашем образовательном учреждении. Информация, полученная от Вас, будет использована для повышения эффективности и совершенствования различных мастер-классов.
1.Из каких источников Вы узнали об этом мастер — классе?
□ свое образовательное учреждение;
□ управление образования города Ростова – на — Дону;
□отдел образования района;
□ сайт образовательного учреждения;
□ другие источники ________________________________________________________________
- Какие причины побудили Вас посетить именно этот мастер-класс?
□ желание усовершенствовать собственную методику;
□ стремление познакомиться с известным в городе педагогом;
□ желание ознакомиться с новыми образовательными технологиями;
□ простое любопытство;
□ обязало начальство;
□ другое _______________________________________________________
- Что Вам понравилось?
□ оригинальная методика;
□ личность педагога;
□ инновационные подходы;
□ отдельные педагогические приемы;
□ техническое оснащение;
□ структура занятия;
□ организация мастер — класса;
□ атмосфера мастер — класса;
□ другое _______________________________________________________
- Что, по Вашему мнению, в данном мастер — классе требует дополнительных разъяснений?
□ методика;
□ отдельные педагогические приемы;
□ техническое оснащение;
□ структура занятия;
□ организация мастер — класса;
□ другое _______________________________________________________
- Чем для Вас был полезен данный мастер-класс?
□ стала понятной авторская система педагога-автора;
□ повысилась моя компетентность по ряду аспектов;
□ получил следующие навыки _______________________________________________________________
- 6. Считаете ли Вы мастер-класс эффективной формой передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания?
________________________________________________________________
- Какие формы взаимодействия с педагогом-мастером после проведенного мастер-класса Вы считаете целесообразными? ________________________________________________________________
- Что бы Вам хотелось еще узнать по теме проведенного мастер-класса?
________________________________________________________________
- Что из представленного на мастер-классе Вы будете применять в своей деятельности?
________________________________________________________________
- Что Вы предложили бы изменить при проведении данного мастер-класса?
________________________________________________________________
________________________________________________________________
- В заключение опроса, пожалуйста, укажите некоторые сведения о себе:
Пол ___________________________________________________________
Возраст ________________________________________________________________
Должность ________________________________________________________________
Благодарим Вас за участие в опросе!
Список литературы
- Кленова Н.В., Абдухакимова С. А. Организация мастер-классов в ДОУ // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждении №1, 2010.
- Пахомова Е.М. Изучение и обобщение педагогического опыта. // Методист № 2, 2005.
- Пахомова Е.М., Дуганова Л.П. Учитель в профессиональном конкурсе: учебно-методическое пособие. – М.: АПК и ППРО, 2006.
- Русских Г.А. Структура мастер — класса // Научно-методический журнал «МЕТОДИСТ» №1, 2002.
- Селевко Г.К. Альтернативные педагогические технологии. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.
- Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе дидактического и методического усовершенствования УВП. — М.: НИИ школьных технологий, 2005.