«СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ» (Как преодолеть проблемы адаптации)

Управление образования города Ростова-на-Дону

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования города Ростова-на-Дону

«Центр детского и юношеского туризма и экскурсий (юных туристов)

«СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

(Как преодолеть проблемы адаптации)

 

 6

 

 

г. Ростов — на — Дону

2015 год

 

 

Сборник адресован учителям начальных классов, и родителям детей, которые пошли в первый класс.

Рекомендуемый материал окажет помощь при организации учебного процесса в начальной школе, организации занятий в системе дополнительного образования во время адаптационного периода детей и самостоятельного выявления взрослыми уровня школьной зрелости у первоклассников.

Составитель  —  Ратушная Наталья Юрьевна.

Пояснительная записка

Школа… Как много ожиданий, надежд, волнений связывают дети, родители, учителя с этим словом.

Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

Как он будет успевать в школе, понравится ли ему быть учеником, как сложатся взаимоотношения с учителем, одноклассниками?

Эти тревоги одолевают всех родителей, даже если в школу идет уже второй, третий или пятый ребенок. Это естественно, поскольку каждый маленький человек неповторим, у него свой внутренний мир, свои интересы, свои способности и возможности. И главная задача родителей совместно с педагогами – так организовать обучение, чтобы ребенок с удовольствием посещал школу, познавал окружающий мир и, конечно, хорошо учился.

Как должны вести себя взрослые, чтобы добиться этого? На этот сложный вопрос мы и попробуем ответить в своей брошюре.

Ребенок должен чувствовать поддержку взрослых, их заинтересованность своей жизнью, желание ежедневно разбираться в проблемах, подбадривать в случае неудачи и хвалить за успехи.

Уважаемые родители! Помните, ребенок — это чистый лист, который нам предстоит заполнить. И от того, как мы будем это делать, зависит образ будущей личности.

Первые шаги…

Школа – это шаг в будущее. И хотя многие дети пришли в школу после детского сада и уже знали, как вести в коллективе, у них было представление о занятиях; для них было, как и для тех, кто пришел прямо из дома, из-под уютного крыла бабушек и мам, эта перемена всего образа жизни – стресс. Да и для родителей сплошные проблемы. Ту ли школу выбрали? Кто будет отвадить ребенка на занятия и забирать? Ведь он пока еще совсем маленький. А может быть, лучше «школа полного дня» или проверенная продленка? Да и вообще, сможет ли он приспособится к школьной жизни? А задания на дом? а учительница? Какой она будет – мягкой, спокойной или строгой, требовательной? Вдруг наш мальчик ей не понравится – тогда пиши, пропало…

Вспоминают родители и собственный не всегда лучезарный школьный опыт: растерянность и беспомощность первых дней, бесконечно тянущиеся уроки, ранние пробуждения под звон будильника и раздражительные понукания взрослых: «Ну скорей, скорее? Что ты копаешься? Опоздаешь!».

И постоянное чувство напряжения тревоги: вдруг что-то не так? Вдруг не получится?

Тревожность и растерянность испытывают на протяжении всего первого школьного года и сами первоклассники, и их близкие. Это влечет за собой постоянную напряженность, приводит к замедлению процесса адаптации, вызывает трудности в усвоении учебного материала. Нередко это сказывается и на физическом состоянии ребенка: снижается иммунитет – он часто болеет (а пропускать школу с первых же недель не хотелось бы), что тоже мешает адаптации.

А ведь этих неприятностей можно избежать. Как и в любом другом деле, лучше предупредить появления проблемы, чем потом с большим трудом ее преодолеть. И начинать эту работу лучше задолго до первого класса – в 5 лет, в старшей и подготовительной к школе группах детского сада.

Готовность к школе не определяется, вопреки мнению многих родителей, объемом имеющихся у ребенка знаний и количеством занятий в различных подготовительных классах и группах развития при школах, гимназиях, домах культуры и образовательных центрах.

 Гораздо важнее психологическая готовность к школе, сформированность тех психологических качеств, которые позволяют перейти к школьному обучению. Без этого малыш учится в школе не сможет. Ему придется срочно «психологически дозревать» уже в процессе обучения, что приведет к выраженным стрессам и нервным срывам и у него, и у его родителей, скажется на развитии личности ребенка в целом.

Дополнительные занятия. Доступность огромного количества обучающих материалов и пособий приводит к тому, что большинство детей приходят записываться в первый класс с «интеллектуальным багажом» гораздо большим, чем требуется для того, чтобы пройти собеседование (хотя по закону ребенка должны принять в школу без всяких проверок) и стать учениками. Однако вскоре в школе все же начинаются проблемы.

Дело в том, что умение читать, считать в пределах десятка, знание своего адреса, дня рождения и имен родителей, а также многое другое, что проверяют при поступлении в школу, — все это не избавит ребенка от тревоги, растерянности, стрессов, не поможет ему научится общаться с окружающими, сидеть и внимательно слушать учителя 40 минут подряд. Даже если он способен изобразить письменные буквы, хорошо читать и считать до ста, даже если у него есть начальные знания иностранного языка и он обладает широким кругозором, умеет решать логические задачи, адресованные детям 8-9 лет, — и это не обеспечивает ему принятия сверстниками, их симпатию и дружелюбие, не избавит от страха перед строгими учителями, не поможет почувствовать и сохранить интерес к учебе в школе. Все это только характеризует его интеллектуальное развитие и хорошую память, что само по себе прекрасно и, конечно, поможет ему в обучении, но этого недостаточно.

Комплексная готовность к школе предполагает развитие не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы, а также требует определенного уровня физической зрелости ребенка. И если родители могут с помощью педагогов и многочисленных дидактических материалов «по подготовке к школе» осуществить своеобразное интеллектуальное «натаскивание» ребенка, то в области эмоционального, личностного, социального и физического развития подобное кратковременное и интенсивное воздействие невозможно.

В результате в школу приходят дети, умеющие читать и считать, способные усвоить учебный материал, но не готовые к самой организации школьной жизни. Они плохо ориентируются в социальных ролях, в отношениях между людьми, смутно представляют себе. Когда, как и с кем можно разговаривать, путают деловое и дружеское общение. Такие дети называют учительницу «на ты», на уроке перебивают ее, сверстников, смеются – это воспринимается как грубое нарушение дисциплины. Другие, одинаково боясь и учителей, и детей, зажимаются и не могут не вымолвить не слова. Им трудно найти в школе свое место, понять, что можно, что нельзя делать, включиться в учебный процесс.

Очень часто у детей к 6,5-7 годам не сформирована учебно-познавательная мотивация: обучение, усвоение нового обычно (у 90% первоклассников) не является значимой целью при поступлении в школу. Гораздо больший интерес для них представляет возможность завести друзей, купить красивые школьные принадлежности, не спать днем, гулять, когда многие дети еще в садике, и вообще, пользоваться привилегиями своего нового социального статуса. Детям в школе нравятся самые разнообразные вещи: красивые занавески, цветы, вкусные булочки на завтрак, «перемены, где бегают», «тетрадки с котеночком на обложке», им льстит, что они «взрослые почти», «сами ходят в школу». Эти данные ежегодного опроса первоклассников свидетельствуют о том, что дети этого возраста психологически еще являются дошкольниками, они не воспринимают школу так, как ожидают от них взрослые.

А ведь родители, учителя, родственники и знакомые с 1 сентября, а кто и раньше, с момента записи в школу, видя теперь в ребенке школьника, начинают предъявлять ему соответствующие требования, хотят, чтобы он оправдал их ожидания. Вот и одергивают: «Ты уже школьник, что ты носишься и кричишь? Пора бы повзрослеть! Ну что же ты? Ведь уже в школу ходишь!». Нередко у детей отбирают игрушки, в том числе и любимые, смеются над привязанностью к привычным детским «дошкольным» книгам-сказкам, стихам. А малышу трудно просыпаться утром по звонку будильника, сложно держать в голове многочисленные новые обязанности, ему больше нравиться рисовать, чем писать буквы. В результате формируется устойчивое ощущение того, что он плохой, что он не может, не хочет, не справиться, возникает и закрепляется неадекватно заниженная самооценка. И ребенок, который с радостью был готов выполнять новые задания, решать задачки, учится всему, чему учат в школе, теперь опасается сделать даже то, что прекрасно умел раньше: вдруг не получится? А уже если речь идет о чем-то новом – страх еще больше возрастает. Плюс стресс перехода в школу, плюс разочарование родителей, которые были уверены, что уж их ребенок, безусловно, будет отличником.

Конечно, школа предъявляет много новых требований, выполнить которые ребенку очень нелегко. В первую очередь это относится «к домашним» детям, не получившим опыта, который дает детский сад: организация занятий, умение внимательно слушать педагога, выполнять задания, которые адресованы не лично тебе, а всей группе. Даже для более подготовленных детей хватает сложностей и проблем в первые дни и месяцы школьной жизни. И совсем не к чему добавлять проблемы, вытекающие из не адекватных чаяний взрослых по отношению к возможностям 6-7 летнего ребенка в период адаптации к школьной жизни.

Ребенок не перестает быть ребенком от того факта, что его записали в школу. Он только начинает становиться школьником, а не превращается в него мгновенно. Это сложный и весьма продолжительный процесс. Смена жизненной позиции, социального статуса, приспособления к множеству новых обстоятельств, адаптация к новым условиям требует значительных усилий. Если ребенок не умеет слушать учителя, не может сосредоточится на задании, боится незнакомых взрослых и детей, не понимает причин их поведения, не правильно трактует их поступки и слова – он не готов к школе, даже если умеет читать, писать и знает несколько иностранных слов.

Если у ребенка не сформирована произвольность поведения, он не умеет сам справиться со своими желаниями, плохо ориентируется в понятиях «нельзя», «надо», «можно, если…», «нужно, если…» и т. п. – ему будет очень трудно в школе.

Если он часто болеет, быстро устает, плохо спит и ест, мало гуляет – он может не справиться с школьными нагрузками, которые ожидают его уже в первом классе (особенно в школах и гимназиях, работающих по программам повышенной сложности).

Если он ждет от школы только радости, чувствует гордость только от причастности к школьной жизни и от ее чисто внешних атрибутов: ранца, костюма, новых канцелярских принадлежностей, возможностей пользоваться уважением «малышей», а желания что-то узнавать и чему-то учится у него нет, — школа наскучит ему уже через неделю.

Но даже хорошо подготовленные дети нуждаются в помощи родителей. И эта помощь заключается не только, в том, чтобы вместе готовить уроки, но и в том, чтобы сохранить насколько это возможно, привычный, доступный, удобный и радостный мир детства и тем самым облегчить, смягчить трудности перехода к новой жизни. Резкая ломка привычного образа жизни – сильный стресс даже для взрослого. Поэтому обеспечьте ребенку, хотя бы дома. Понимание, доброту, участие и любовь.

Первоклассник продолжает быть ребенком, каким он был до школы. Ему все так же нужна мама, ее любовь, ласка, помощь и совет. Ему по-прежнему хочется поиграть с детьми. Погулять во дворе. Побегать по парку. Он не утерял привязанности к любимым игрушкам, книгам, мультикам. И. даже научившись читать, он предпочитает слушать любимые сказки переел сном в исполнении мамы. Детство не закончилось, просто оно перешло в новую фазу.

Распространенная ошибка многих родителей – утрированное, сверх внимательного отношения к первым школьным успехам или неуспехам первоклассника. Резкую смену системы ценностей у родителей (внимание к ребенку сменяется вниманием к написанию букв, цифр, скорости чтения, знанию расписания уроков, замечаниям учителя и т.д.) ребенок часто воспринимает как потерю любви и доверия, чувствуя беспомощность и покинутость. Это может привести к понижению эмоционального фона, вызвать чувство ненужности, способствовать росту тревожных переживаний и ощущений вины, к стойким личностным изменениям в целом.

У более сильных, активных детей преобладают иные проявления: растет упрямство, негативизм, они не хотят делать уроки и даже говорить о них, привлекают внимание к себе плохими поступками. Действуют «назло», становятся агрессивными. Появляется нарочито безразличное отношение к школе, к оценкам взрослых, к учебе. Быстро формируется не благоприятная позиция в классе, среди сверстников, чье расположение они могут завоевать и не вполне адекватными, с точки зрения взрослых, средствами.
Не следует забывать, что в школе учителя в первую очередь оценивают учебные умения ребенка, скорость и качество усвоения учебного материала и поведения на уроке. На основании этого характеризуется ученик, определяется его роль и положение в классе. И изменить это впоследствии очень сложно. Поэтому важна разносторонняя подготовленность к школе.

В более выгодном положении обычно оказываются дети, ходившие в детский сад или посещавшие подготовительные классы в школе. В более сложном – левши, малыши с ослабленным здоровьем 0особенно, что касается нервной системы), гиперактивные или слишком замедленные дети (так называемые шустрики и мямлики), а также застенчивые «нелюдимки» и юные «агрессоры».

Если ребенок идет в школу до 6,5 лет, он может столкнуться с проблемами, связанными с незрелостью нервной системы. В этом случае нужно очень осторожно подходить в выборе школы или гимназии с программами повышенной сложности: они могут оказаться не посильными для ребенка. возможно, через год этих проблем уже не будет. Если же психологически неготового к обучению малыша все-таки отдали в школу, нужно обеспечить ему щадящий режим, малочисленный класс, индивидуальный подход к организации занятий, полноценный отдых дома и в школе. Это иногда предлагают лицеи и гимназии.

А сейчас пока еще есть время. Пусть ребенок больше общается с детьми, играет в игры с правилами: спортивные, настольные, компьютерные(недолго!), пусть больше рисует конструирует из любых материалов, складывает мозаики, пазлы, играет в кубики (купите кубики с буквами). Приобретите дидактические тетради, но не заставляйте ребенка заниматься по ним, как на уроке: лучше выполняйте задание вместе.

А главное – поддержите в будущем первокласснике уверенность в себе, обеспечьте необходимые ему «эмоциональный комфорт». Счастливые дети лучше учатся, быстрее приспосабливаются к новым условиям, да и взрослым с ними во много раз легче.

Советы родителям первоклассников в период адаптации

Совет первый: самое главное, что вы можете подарить своему ребенку- это ваше внимание.

Выслушивайте его рассказы о школе, задавайте уточняющие вопросы. И помните: то, что кажется вам не очень важным, для вашего сына или дочери может оказаться самым волнующим событием за весь день! Если ребенок увидит ваш интерес к его делам и заботам, он обязательно почувствует вашу поддержку. Слушая его внимательно, вы сможете понять, в чем малышу нужна ваша помощь, о чем следует поговорить с учительницей, что реально происходит с ребенком после того, как вы прощаетесь с ним у дверей школы.

Совет второй: ваше положительное отношение к школе и учителям упростит ребенку период адаптации.

Спросите любого знакомого первоклассника, какая у него учительница. В ответ вы, скорее всего, услышите, что она самая лучшая, самая красивая, самая добрая, самая… Для первоклассника учительница становится одним из самых главных взрослых в жизни. В первые месяцы в школе учительница затмевает и маму, и папу. Мудрым поступком будет поддержать эту «влюбленность» ребенка и не ревновать. Сотрудничайте с учителями вашего ребенка, предлагайте помощь, проявляйте активность. В классе с активными родителями, как подмечено, теснее и лучше отношения между детьми, интереснее жизнь, больше праздников и походов. Даже если лично у вас, как родителей, есть какие-то вопросы к учителям, вам кажется, что что-то нужно делать по-другому, все трения должны остаться между взрослыми. Иначе ребенок будет вынужден разрываться между любовью к родителям и авторитетом учителя. Очень вредны негативные или неуважительные высказывания о школе и учителях «в семейном кругу», это значительно усложнит ребенку адаптационный период, подорвет спокойствие ребенка и уверенность в заботе и согласии между важными для него взрослыми людьми.

Совет третий: ваше спокойное отношение к школьным заботам и школьной жизни очень поможет ребенку.

Видя родителей спокойными и уверенными, ребенок почувствует, что бояться школы просто не нужно. Одна бабушка плакала, собирая внука с утра в школу. Она гладила его по голове, бегала между портфелем и одеждой и причитала: «Куда же мы тебя отпускаем! Тебя же там целый день кормить не будут! Как же ты там один без меня будешь!» И так каждое утро в течение месяца. Встречали мальчика из школы так, будто он только вернулся живым с войны.

Родители мальчика заметили, что ре6енок начал «бояться школы». Основную работу провели с бабушкой. Ее пригласили на целый день школьных занятий, она присутствовала на всех уроках, завтракала вместе со всем классом, зашла в школьную раздевалку, медицинский кабинет, спортивный зал…

Кстати, гордость мальчика не была уязвлена присутствием в классе бабушки. Ему пообещали, что он расскажет одноклассникам, что это его бабушка, только если захочет сам. После этого дня бабушка поняла, что внук растет и теперь школа ему по плечу. Очень быстро прошли страхи и у самого ребенка.

Совет четвертый: помогите ребенку установить отношения со сверстниками и чувствовать себя уверенно.

Особенно ваша помощь понадобится, если ребенок не ходил до школы в детский сад. В этом случае он не привык к тому, что внимание взрослых распределяется сразу между несколькими детьми. Хвалите ребенка за общительность, радуйтесь вслух его новым школьным знакомствам. Поговорите ним о правилах общения со своими ровесниками, помогите стать вашему ребенку интересным другим. Учите его новым играм, чтобы он мог показать их друзьям. Пригласите одноклассников вашего ребенка к вам домой — простое чаепитие, а маленький хозяин научится принимать гостей. Не стоит «подкупать» внимание школьных товарищей вашего ребенка дорогими игрушками и одеждой. Так ваш ребенок не научится быть нужным другим сам по себе. Ваш сын или дочь может столкнуться с завистью и неодобрением одноклассников.

Уверенный в себе, общительный малыш адаптируется к любой ситуации быстрее и спокойнее.

Совет пятый: помогите ребенку привыкнуть к новому режиму жизни.

Ребенок привыкает к школе не только психологически, но и физически. Многие дети в первом классе впервые сталкиваются с необходимостью вставать в одно и то же время с утра. На протяжении 3-6 часов школьного дня ребенок активно учится. В шесть-семь лет такая нагрузка равна напряженному рабочему дню взрослого человека. С началом школьного обучения резко увеличивается нагрузка на нервную систему, позвоночник, зрение, слух ребенка.

Если до этого вы не придерживались режима дня, то постарайтесь мягко ввести его, так как дети нуждаются в регулярном, продолжительном сне. Помогите школьнику научиться засыпать в одно и тоже время. Не заставляйте ребенка сразу садиться за уроки. Ребенку нужно время, чтобы отдохнуть. Это полезно и для самого процесса обучения. Мозг использует время отдыха, чтобы «уложить новые знания на нужные полочки». Ребенку, как и нам, после рабочего дня нужен кусочек тишины и отдыха. Позаботьтесь о здоровье вашего ребенка, так как в первые месяцы школьного обучения огрехи в режиме дня будут сказываться более серьезно, чем раньше.

Совет шестой: мудрое отношение родителей к школьным успехам исключит треть возможных неприятностей ребенка.

Многие мамы и папы так хотят гордиться своими детьми и так беспокоятся об их отметках, что превращают ребенка в приложение к школьному дневнику. Школьные успехи, безусловно, важны. Но это не вся жизнь вашего ребенка.

Школьная отметка — показатель знаний ребенка по данной теме данного предмета на данный момент. Никакого отношения к личности ребенка это не имеет. Хвалите ребенка за его школьные успехи. И помните, никакое количество «пятерок» не может быть важнее счастья вашего ребенка.

Давайте постараемся, чтобы самые первые шаги, сделанные каждым малышом в школьном мире, были для самого ребенка и членов его семьи радостными и уверенными!

Не рекомендуемые фразы для общения: 

— Я тысячу раз говорил тебе, что…
— Сколько раз надо повторять…
— О чём ты только думаешь…
— Неужели тебе трудно запомнить, что…
— Ты становишься…
— Ты такой же как,…
— Отстань, некогда мне…
— Почему Лена (Настя, Вася и т.д.) такая, а ты — нет…

Рекомендуемые фразы для общения:

— Ты у меня умный, красивый (и т.д.).

— Как хорошо, что  у меня есть ты.
— Ты у меня молодец.
— Я тебя очень люблю.
— Как хорошо ты это сделал, научи и меня этому.
— Спасибо тебе, я тебе очень благодарна.
— Если бы не ты, я бы никогда с этим не справился.

 

Приложение 1

К школе готов?

 

Готовность к школе — это не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Обучение может быть эффективным только в том случае, когда первоклассник обладает необходимыми и достаточными для обучения качествами. Готовность к школьному обучению складывается из многих составляющих: физической и психологической готовности, эмоциональной зрелости ребенка, социально-коммуникативной готовности, т.е. умения общаться. Кроме того, ребенок должен хотеть идти в школу.

Дошкольник должен идти в школу, потому что хочет много знать, ожидает, что там будет интересно, а не потому, что мы купим ему за это новый конструктор или шагающего робота. Предлагаем вам специальную диагностическую методику для родителей, благодаря которой с помощью простых наблюдений и ответов на вопросы, Вы сможете сами определить сформированность готовности своего ребенка к школьному обучению.

Если готовность к школе будет на низком уровне, у вас будет возможность позаниматься с ребенком и наверстать упущенное. Привить ему интерес к новым знаниям и сформировать положительное отношение к школе.

Анкета для родителей: «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.

Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».

  1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
  2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений), используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
  3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
  4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
  5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
  6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
  7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
  8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
  9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать — называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые)?
  10. Хочет ли он ходить в школу?

 

Интерпретация результатов:

За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.

1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.

4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого недостаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение), а также мелкую моторику рук и усидчивость.

7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.

Приложение 2

ОПРОСНИК

Цель – выявление уровня общего мышления, кругозора, развития социальных качеств дошкольника.

Проводится в виде беседы «вопрос–ответ». Задание может звучать так: «Сейчас я буду задавать вопросы, а ты постарайся ответить на них».

 Если ребенку трудно сразу ответить на вопрос, можно помочь ему несколькими наводящими вопросами.

Ответы фиксируются в баллах, затем суммируются.

  1. Какое животное больше – лошадь или собака? (лошадь = 0 баллов; неправильный ответ = -5 баллов).
  2. Утром мы завтракаем, а днем… (обедаем, едим суп, мясо = 0; ужинаем, спим и другие неправильные ответы = -3 балла).
  3. Днем светло, а ночью… (темно = 0; неправильный ответ = -4).
  4. Небо голубое, а трава … (зеленая = 0; неправильный ответ = -4).
  5. Черешни, груши, сливы, яблоки – это что? (фрукты = 1; неправильный ответ = -1).
  6. Почему раньше, чем пройдет поезд, опускается шлагбаум? (чтобы поезд не столкнулся с автомобилем; чтобы никто не пострадал и т.д. = 0; неправильный ответ = -1).
  7. Что такое Москва, Одесса, Санкт-Петербург? (назвать любые города) (города = 1; станции = 0; неправильный ответ = -1).
  8. Который час? (показать на часах, настоящих или игрушечных) (правильно показано = 4; показано только целый час или четверть часа = 3; не знает часов = 0).
  9. Маленькая корова – это теленок, маленькая собака – это…, маленькая овечка – это…? (щенок, ягненок = 4; только один правильный ответ = 0; неправильный ответ = -1).
  10. Собака больше похожа на курицу или кошку? Чем? Что у них общего? (на кошку, потому что у них по 4 ноги, шерсть, хвост, когти (достаточно одного подобия) = 0; на кошку без объяснения = -1 на курицу = -3).
  11. Почему во всех автомобилях тормоза? (указано две причины: тормозить с горы, останавливаться, избегать столкновения и так далее = 1; одна причина = 0; неправильный ответ = -1).
  12. Чем похожи друг на друга молоток и топор? (два общих признака: они из дерева и железа, это инструменты, ими можно забивать гвозди, у них есть рукоятки и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0).
  13. Чем похожи друг на друга кошка и белка? (определение, что это животные или приведение двух общих признаков: у них 4 лапы, хвосты, шерсть, они могут лазить по деревьям и т.д. = 3; одно подобие = 2; неправильный ответ = 0).
  14. Чем отличаются гвоздь и винт? Как бы ты узнал их, если бы они лежали перед тобой на столе? (у винта нарезка (резьба, такая закрученная линия вокруг) = 3; винт ввинчивается, а гвоздь забивается или у винта есть гайка = 2; неправильный ответ = 0).
  15. Футбол, прыжки в высоту, теннис, плавание — это… (спорт (физкультура) = 3; игры (упражнения, гимнастика, состязания) = 2; неправильный ответ = 0).
  16. Какие ты знаешь транспортные средства? (три наземных транспортных средства + самолет или корабль = 4; только три наземных транспортных средства или полный перечень с самолетом, кораблем, но только после объяснения, что транспортные средства – это то, на чем можно передвигаться = 2; неправильный ответ = 0).
  17. Чем отличается старый человек от молодого? Какая между ними разница? (три признака (седые волосы, отсутствие волос, морщины, плохо видит, часто болеет и т.д.) = 4; одно или два различия = 2; неправильный ответ ( у него палка, он курит …= 0).
  18. Почему люди занимаются спортом? (по двум причинам (чтобы быть здоровыми, закаленными, чтобы не были толстыми и т.д.) = 4; одна причина = 2; неправильный ответ (чтобы что-то уметь, чтобы заработать деньги и т.д.) = 0).
  19. Почему это плохо, когда кто-то отклоняется от работы? (остальные должны работать за него (или другое выражение того, что кто-то несет ущерб вследствие этого) = 4; он ленивый, мало зарабатывает, не может ничего купить = 2; неправильный ответ = 0).
  20. Почему на письмо нужно наклеивать марку? (так платят за пересылку этого письма = 5; другой, тот кто получит, должен был бы заплатить штраф = 2; неправильный ответ = 0).

Подведение итогов производится математическим подсчетом.

Критерии:

— Сумма + 24 и выше – высокий вербальный интеллект (кругозор).

— Сумма от + 14 до 23 – выше среднего.

— Сумма от 0 до + 13 – средний показатель вербального интеллекта.

— Сумма от —1 до – 10 – ниже среднего.

— Сумма от – 11 и меньше – низкий показатель.

Если показатель вербального интеллекта низкий или ниже среднего, необходимо дополнительное обследование нервно-психического развития ребенка для оценки уровня зрелости.

Приложение 3

Готовность к школе

 (опросник Джеральдины Чейни).

 

Уважаемые родители, используя свои наблюдения, и отвечая на предложенные вопросы, вы самостоятельно можете оценить уровень «зрелости» и готовность своего гребенка к школе

Оценка развития познания

  1. Владеет ли ребенок основными понятиями (например: правый/левый, большой/маленький, верх/низ, в/из и т.д.) ?
  2. Умеет ли ребенок классифицировать, например, назвать вещи, которые могут катиться; назвать одним словом группу предметов (стул, стол, шкаф, кровать – мебель)?
  3. Может ли малыш угадать концовку незамысловатой истории?
  4. Может ли ребенок удержать в памяти и выполнить как минимум 3 указания (одень носки, сходи в ванну, там умойся, после этого принеси мне полотенце)?
  5. Может ли ребенок назвать большинство заглавных и строчных букв алфавита?

 Оценка базового опыта

  1. Приходилось ли ребенку сопровождать взрослых на почту, в магазин, в сберкассу?
  2. Был ли малыш в библиотеке?
  3. Бывал ли ребенок в деревне, в зоопарке, в музее?
  4. Была ли у Вас возможность регулярно читать малышу, рассказывать ему истории?
  5. Проявляет ли ребенок, повышенный интерес к чему-либо. Есть ли у него хобби? Интересное дошколятам

Оценка языкового развития

  1. Может ли ребенок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  2. Легко ли ему отвечать на вопросы взрослых?
  1. Может ли ребенок объяснить, для чего служат различные вещи, например, пылесос, щетка, холодильник?
  2. Может ли ребенок объяснить, где расположены предметы: на столе, под стулом и т.д.?
  3. В состоянии ли малыш рассказать историю, описать какой-нибудь прошедший с ним случай?
  4. Четко ли ребенок выговаривает слова?
  5. Правильна ли его речь с точки зрения грамматики?
  6. Способен ли ребенок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию, участвовать в домашнем спектакле?

Оценка уровня эмоционального развития

  1. Выглядит ли ребенок веселым дома и среди сверстников?
  2. Сформировался ли у ребенка образ себя как человека, который многое может?
  3. Легко ли малышу «переключиться» при изменениях в распорядке дня, перейти к новой деятельности?
  4. Способен ли ребенок работать (играть, заниматься) самостоятельно, соревноваться в выполнении задания с другими детьми?

Оценка умения общаться

  1. Включается ли ребенок в игру других детей, делится ли с ними?
  2. Соблюдает ли он очередность, когда этого требует ситуация?
  3. Способен ли ребенок слушать других, не перебивая? Оценка физического развития
  4. Хорошо ли ребенок слышит?
  5. Хорошо ли он видит?
  6. Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  7. Развита ли у него координация моторных навыков (может ли малыш играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице без помощи взрослого, не держась за перила,)
  8. Выглядит ли ребенок бодрым и увлеченным?
  9. Выглядит ли он здоровым, сытым, отдохнувшим (основную часть дня)?

Зрительное различение

  1. Может ли ребенок идентифицировать схожие и несхожие формы (найди картинку, непохожую на остальные)?
  2. Может ли ребенок различать буквы и короткие слова ( кот/год, б/п…)?

Зрительная память

  1. Может ли ребенок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из 3х картинок, а затем одну убрать?
  2. Знает ли ребенок свое имя и названия предметов, встречающихся в его повседневной жизни? Зрительное восприятие
  3. Способен ли ребенок разложить по порядку серию картинок?
  4. Понимает ли он, что читают слева направо?
  5. Может ли самостоятельно, без посторонней помощи сложить головоломку из 15 элементов?
  6. Может ли интерпретировать картинку, составить небольшой рассказ по ней.

Уровень слуховых способностей

  1. Может ли ребенок рифмовать слова?
  2. Различает ли слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес/вес? 42. Может ли повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  3. Способен ли ребенок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?

 Оценка отношения к книгам.

  1. Возникает ли у ребенка желание посмотреть книги самостоятельно?
  2. Внимательно ли и с удовольствием ли он слушает, когда ему читают вслух?
  3. Задает ли вопросы о словах, об их значении?

Уважаемые родители, после того, как Вы ответили на приведенные вопросы, проанализировали результаты, можно сделать вывод о готовности вашего ребенка к школе.

Приложение 4

Выявление степени психосоциальной зрелости

(тестовая беседа предложенная С. А. Банковым)

Вопросы для собеседования:

  1. Назови свою фамилию, имя, отчество.
  2. Назови фамилию, имя, отчество мамы, папы.
  3. Ты девочка или мальчик? Кем ты будешь, когда вырастешь, тетей или дядей?
  4. У тебя есть брат, сестра? Кто старше?
  5. Сколько тебе лет? А сколько будет через год? Через 2?
  6. Сейчас утро или вечер? (День или утро?)
  7. Когда ты завтракаешь — вечером или утром? Обедаешь — утром или днем? Что бывает раньше — обед или ужин?
  8. Где ты живешь? Назови свой домашний адрес.
  9. Кем работает твой отец, мать?

10.Ты любишь рисовать? Какого цвета этот карандаш (ленточка, платье)?

11.Какое сейчас время года — зима, весна или осень? Почему ты так считаешь? 12.Когда можно кататься на санках — зимой или летом?

13.Почему снег бывает зимой, а не летом?

14.Что делает почтальон, врач, учитель?

15.3вонок и парты в школе нужны зачем?

16.Ты сам (а) хочешь пойти в школу.?.

17.Покажи свой правый глаз, левое ухо. Для чего нужны глаза, уши?

18.Каких животных ты знаешь?

19.Каких птиц ты знаешь?

20.Кто больше корова или коза? Птица или пчела? У кого больше лапы: у собаки или у петуха? 21.Что больше 8 или 5, 7 или 3? Посчитай от 3 до 6. От 9 до 2.

22.Что нужно сделать, если нечаянно сломаешь чужую вещь?

Оценка ответов

  1. За правильный ответ на все подвопросы одного пункта ребенок получает один балл (за исключением контрольных).
  2. Ребенок может получить по 0,5 балла за правильные, но неполные ответы на подвопросы пункта.

 3.Правильными считаются ответы, соответствующие поставленному вопросу: Папа работает инженером. У собаки лап больше, чем у петуха. Неверными считаются ответы типа: Мама Таня. Папа работает на работе.

  1. К контрольным заданиям относятся вопросы: 5, 8, 15, 22.

Они оцениваются следующим образом: N 5 — если ребенок может вычислить, сколько ему лет, — 1 балл, если он называет года с учетом месяцев — 3 балла; N 8 — за полный домашний адрес с. названием города — 2 балла неполный — 1 балл;

N15 — за каждое правильно указанное применение школьной атрибутики — 1 балл; N 22 — за правильный ответ -2 балла.

  1. Пункт 16 оценивается совместно с пунктами 15 и 17. Если в пункте 15 ребенок набрал 3 балла и дал положительный ответ на пункт 16, то в протоколе отмечается положительная мотивация к обучению в школе (общая сумма баллов должна быть не менее; 4).

 

Оценка результатов беседы. Если ребенок получает максимальное количество баллов, он считается школьно-зрелым; среднезрелыми являются дети, набравшие в. результате бесед 24-20 баллов; низкий уровень психосоциальной зрелости. имеют дети, набравшие 15-20 баллов.

Приложение 5

Определение школьной зрелости

(тест Керна Йирасека)

Тест включает в себя три задания: рисование фигуры по представлению, графическое копирование фразы из письменных букв и срисовывание точек в определенные пространственные положения.

Эти задания дают общее представление об уровне психического развития ребенка, его способности к подражанию, о выраженности тонких двигательных координаций. Без развития последних невозможно формирование навыков письма, развитие второй сигнальной системы и абстрактного мышления и речи.

Дается инструктаж: «Здесь (каждому показывается, где) нарисуй какого-либо мужчину (дядю) так, как ты умеешь».

Когда рисунок закончен, детей просят, чтобы они перевернули лист, на обратной стороне которого написан образец фразы (конфигурация из десяти точек.

Второе задание формулируется следующим образом: «Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще писать не умеешь, но попробуй. Хорошенько посмотри, как это написано, и напиши то же самое».

 Третье задание: «Здесь нарисованы точки. Попробуй сам рядом также нарисовать».

Оценка результатов.

Каждое задание оценивается баллов от 1 (наилучшая оценка) до 5 .(наихудшая оценка). Критерии оценки по каждому из « заданий»:

Задание N 1. Рисование мужской фигуры.

Критерии:

1 балл — у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с. туловищем должна соединять шея (она не больше туловища). На, голове — волосы (возможна шапка или шляпа), уши, на лице — глаза, нос, рот. Верхние конечности должны заканчиваться рукой с пятью пальцами. Должны присутствовать признаки мужской одежды.

2 балла — выполнение всех требований, как в оценке 1, кроме синтетического способа изображения (т. е. отдельно рисуется голова, туловище, к нему прикрепляются руки, ноги). Возможны три отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла — у фигуры на рисунке должны быть шея, туловище, конечности. (руки и ноги, которые должны быть нарисованы двумя линиями), отсутствуют. уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла — примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов — отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание N 2. Срисовывание письменного текста.

Критерии:

1 балл — имитация, которую можно прочитать. Буквы могут по величине в 2 раза превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют три слова. Предложение отклонено от горизонтальной — линии не более чем на 30 Градусов.

2 балла — предложение можно прочитать, размер букв и соблюдение горизонтально линии не учитывается.

3 балла — явная разбивка надписи минимум на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла — с образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов — каракули.

 

Задание N 3. Срисовывание группы точек.

Критерии:

1 балл — точное воспроизведение образца. Одна точка может. выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше чем в полтора раза.

2 балла — количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно не. учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла — рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем. вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот, даже на 180 градусов.

4 балла — контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные Формы, например, линии, не допускаются.

5 баллов — каракули.

Оценка полученных результатов данных в целом по тесту.

Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию.

 Школьно-зрелыми считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста З — 5 баллов (высокая готовность к обучению),

Средненезрелыми 6-9баллов (средний уровень готовности к обучению).

Незрелыми — 10 баллов и более Низкий уровень готовности к обучению).

Приложение 6

Советы для родителей по преодолению кризиса 7 лет

  1. Прежде всего нужно помнить, что кризисы — это временные явления, они проходят, их нужно пережить, как любые другие детские болезни.
  2. Будьте внимательны к ребенку, любите его, но не «привязывайте» к себе, пусть у него будут друзья, свой круг общения. Будьте готовы поддержать ребенка, выслушать и ободрить его. Залог успеха — доброжелательные и открытые отношения в семье. Справиться с проблемой легче, когда она только возникла и не привела еще к негативным последствиям.
  3. Причина острого протекания кризиса — несоответствие родительского отношения и требований желаниям и возможностям ребенка, поэтому необходимо подумать о том, все ли запреты обоснованы и нельзя ли дать ребенку больше свободы и самостоятельности.
  4. Измените свое отношение к ребенку: он уже не маленький, внимательно отнеситесь к его мнениям и суждениям, постарайтесь его понять.
  5. Тон приказа и назидания в этом возрасте малоэффективен, постарайтесь не заставлять, а убеждать, рассуждать и анализировать вместе с ребенком возможные последствия его действий.
  6. Если ваши отношения с ребенком приобрели характер непрекращающейся войны и бесконечных скандалов, вам нужно на какое-то время отдохнуть друг от друга: отправьте ребенка к родственникам на несколько дней, а к его возвращению примите твердое решение не кричать и не выходить из себя во что бы то ни стало.
  7. Заранее проверьте у ребенка уровень школьной зрелости.
  8. Создайте условия для развития интеллекта (игры, развивающие игры и упражнения, познавательные книги), речи (чтение сказок, стихов, беседы).
  9. Поощряйте общение со сверстниками.
  10. Учите ребенка управлять эмоциями (на примере своего поведения; есть специальные игры и упражнения).
  11. Следите за состоянием здоровья (больной, ослабленный ребенок хуже воспринимает новую информацию, не идет на контакт с окружающими).
  12. Психологически готовьте к школе: расскажите, что ему предстоит (с положительной окраской), какие могут быть сложности и как можно с ними справиться, проведите экскурсию по школе).
  13. Реально оцените возможности ребенка. При среднем уровне интеллекта, при наличии тяжелых родовых травм, ослабленности не стоит записывать малыша в спецклассы с повышенной нагрузкой, параллельно со школой водить в секции (повремените полгода).
  14. Как можно больше оптимизма и юмора в общении с детьми, это всегда помогает!

Приложение 7

Как прожить хотя бы один день без нервотрёпки»

  1. Будите ребенка спокойно. Проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ваш голос.
  2. Не торопитесь. Умение рассчитать время — ваша задача. Если вам это плохо удается, вины ребенка в этом нет.
  3. Не прощайтесь, предупреждая и направляя: «Смотри, не балуйся!», «Чтобы сегодня не было плохих отметок!». Пожелайте удачи, найдите несколько ласковых слов.
  4. Забудьте фразу: «Что ты сегодня получил?». Встречая ребенка после школы, не обрушивайте на него тысячу вопросов, дайте немного расслабиться, вспомните, как вы сами чувствуете себя после рабочего дня.
  5. Если вы видите, что ребенок огорчен, молчит — не допытывайтесь; пусть успокоится и тогда расскажет все сам.
  6. Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать взбучку. Постарайтесь, чтобы Ваш разговор с учителем проходил без ребёнка.
  7. После школы не торопитесь садиться за уроки. Ребенку необходимо два часа отдыха. Занятия вечерами бесполезны.
  8. Не заставляйте делать все упражнения сразу: 20 минут занятий — 10 минут перерыв.
  9. Во время приготовления уроков не сидите «над душой». Дайте ребенку работать самому. Если нужна ваша помощь — наберитесь терпения: спокойный тон, поддержка необходимы.
  10. В общении с ребенком старайтесь избегать условий: «Если ты сделаешь, то…».
  11. Найдите в течение дня хотя бы полчаса, когда будете принадлежать только ребенку.
  12. Выбирайте единую тактику общения с ребенком всех взрослых в семье. Все разногласия по поводу тактики решайте без него.
  13. Будьте внимательны к жалобам ребенка на головную боль, усталость, плохое самочувствие. Чаще всего это объективные показатели переутомления.
  14. Учтите, что даже «большие дети» очень любят сказку перед сном, песенку, ласковое поглаживание. Все это успокоит ребенка и поможет снять напряжение, накопившееся за день.

 

Литература

  1. Алоева. М.А. Лучшие родительские собрания в начальной школе. Ростов-на-Дону. Феникс, 2007.
  2. Баркан А. Практическая психология для родителей, или как научиться понимать своего ребенка. Москва. «Аст-Пресс», 2000.
  3. Зайцева В .7 лет — не только начало школьной жизни. Москва. «Первое сентября», 2008.
  4. Конева О.Б. Психологическая готовность детей к школе: учебное пособие. Челябинск, изд-во ЮУрГУ, 2000.
  5. Корнеева Е.Н. Ох уж эти первоклашки!.. Ярославль. «Академия развития», 2000.
  6. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе: Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. М.: ВЛАДОС, 2001. 256 с. (Подготовка детей к школе).
  7. Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. Ростов – н/Д, 2005.
  8. Урунтаева. Г.А. Психология Дошкольника: Хрестоматия. М. ,1997.
  9. Эльконин Д. Б., Венгер А. Л. Особенности психического развития детей 6—7-летнего возраста. М.: Педагогика, 1988.