Спортивное ориентирование

Данная программа разработана на основании программы под редакцией Константинова Ю.С. и Маслова А.Г.  «Спортивное ориентирование» и адаптирована к условиям школы.

Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.

Предлагаемая программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно  и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма и краеведения.

Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности воспитанников. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:

Формирование разносторонне развитой личности

Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.

Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.

Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.

Принципом организации самодеятельности группы для успешной реализации данной программы  является:

  • обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
  • насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
  • дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
  • организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.

Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель).

Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.

Каждый годовой цикл предусматривает участие в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Уделять внимание психологической подготовке воспитанников к участию в соревнованиях, культуре межличностного общения, формированию коллектива.

Программа кружка рассчитана на 5 лет для детей с 6 до 18 лет и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, ориентировании на местности, оказании первой медицинской помощи, необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному ориентированию.

Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.

Минимальный состав группы 1 – 15 человек.

Занятия нужно проводить с полным составом объединения.

Теоретические и практические занятия проводится с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Воспитывает у обучающихся умения и навыки самостоятельно принимать решения. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований.

Практические занятия проводятся на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются на соревнованиях и других спортивно-массовых мероприятиях.