Данная программа разработана на основании программы под редакцией Константинова Ю.С. и Маслова А.Г. «Спортивное ориентирование» и адаптирована к условиям школы.
Туристская деятельность во всех её формах способствует всестороннему развитию личности ребенка, Она направлена на совершенствование его интеллектуального, духовного и физического развития, способствует изучению Родины, приобретению навыков самостоятельной деятельности.
Предлагаемая программа разработана по блочно-модульному принципу. Первый год обучения является базовым т.к. дает начальные, основные знания и умения, без освоения которых сложно и небезопасно заниматься каким-либо видом туризма и краеведения.
Комплексность данной программы основывается на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширяющейся и углубляющейся гносеологической спирали, должностно-ролевой системе творческого самоуправления и развития самодеятельности воспитанников. При этом предполагается концентрация усилий образовательно-воспитательного и тренировочного процессов в четырех основных направлениях:
Формирование разносторонне развитой личности
Развитие самодеятельности воспитанников на базе создания благоприятных условий для проявления ими инициативы, развития творческого потенциала, ответственности и самовыражения личности в достижении общественно ценных и личностно-значимых целей.
Морально-волевая подготовка в процессе выполнения должностных функций каждым членом группы, преодоления специфических сложностей (факторов выживания), возникающих в экстремальных ситуациях.
Физическое воспитание и дополнительное образование средствами туризма и краеведения, приобщение к здоровому образу жизни.
Принципом организации самодеятельности группы для успешной реализации данной программы является:
- обеспечение общественно полезной, нравственно-ценной и личностно-значимой для обучающихся направленности туристско-краеведческой и специальной деятельности;
- насыщение деятельности детей элементами творчества и инициативы, основой которых становится последовательное переключение с воспроизводящих на активные творческие, поисковые виды деятельности;
- дифференциация и индивидуализация учебно-тренировочного процесса, что помогает подросткам выступать в наиболее благоприятной для него роли, находить наилучшее применение своим способностям, полнее раскрывать и выражать индивидуальность;
- организацию работы таким образом, чтобы она стала источником положительных эмоций, доставляла детям удовлетворение и радость.
Организация учебно-тренировочного процесса предусматривается в течение календарного года (36 учебных недель).
Особое внимание уделяется вопросам обеспечения безопасности и предупреждения травматизма при изучении каждой темы, каждого годового цикла, проведении каждого занятия, тренировки, старта, мероприятия.
Каждый годовой цикл предусматривает участие в соревнованиях, подготовка к которым должна осуществляться в течение всего года. Уделять внимание психологической подготовке воспитанников к участию в соревнованиях, культуре межличностного общения, формированию коллектива.
Программа кружка рассчитана на 5 лет для детей с 6 до 18 лет и предусматривает приобретение ими основных знаний о своем крае, ориентировании на местности, оказании первой медицинской помощи, необходимых знаний, умений и навыков для получения спортивных разрядов по спортивному ориентированию.
Работа по программе строится с учетом ближних и дальних перспектив.
Минимальный состав группы 1 – 15 человек.
Занятия нужно проводить с полным составом объединения.
Теоретические и практические занятия проводится с привлечением наглядных материалов, использованием новейших методик. Воспитывает у обучающихся умения и навыки самостоятельно принимать решения. Обязательным условием является практическое участие обучающихся в подготовке и проведении соревнований.
Практические занятия проводятся на местности (на пришкольном участке, стадионе, в парке) и в помещении (спортзале). В период осенних, зимних, весенних каникул практические навыки отрабатываются на соревнованиях и других спортивно-массовых мероприятиях.