Требования к оформлению конкурсных работ на городской этап Всероссийского конкурса исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
-Краеведческие исследовательские работы объемом до 10 страниц компьютерного набора (формат А4, Word for Windows -2003, шрифт Times New Roman, кегль 14, полуторный интервал, все поля — 2 см).
-Объем приложений — не более 10 страниц.
— Исследовательская краеведческая работа должна содержать:
- титульный лист с указанием (сверху вниз):
-названия организации и объединения;
-темы работы; фамилии и имени (полностью) автора, класс;
-фамилии, имена и отчества (полностью) руководителя и консультанта (если имеются);
-год выполнения работы;
- оглавление, перечисляющее нижеупомянутые разделы;
- введение, где необходимо сформулировать проблематику; цель и задачи работы; обосновать ее актуальность; провести краткий обзор литературных источников по проблеме исследования; указать место и сроки проведения исследования; дать характеристику района исследования;
- методику исследования (описание методов сбора, первичной и статистической обработки материала);
- результаты исследований и их обсуждение. При необходимости следует использовать таблицы, графики и т.п.;
- выводы (краткие ответы на вопросы, поставленные в задачах);
- заключение, где могут быть отмечены лица, помогавшие в выполнении работы, намечены дальнейшие перспективы работы и даны практические рекомендации, проистекающие из данного исследования;
- список источников и использованной литературы, оформленный в соответствии с правилами составления библиографического списка. В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу.
-Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы — в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
-Картографический материал должен иметь условные обозначения, масштаб.
-Титульный лист в объем не входит, но оценивается.
-Все страницы нумеруются, начиная с титульного листа; цифру номера страницы ставят вверху по центру страницы; на титульном листе номер страницы не ставится. Каждый новый раздел (введение, главы, параграфы, заключение, список источников, приложения) начинается с новой страницы.
-Расстояние между названием раздела (заголовками главы или параграфа) и последующим текстом должно быть равно трем интервалам. Заголовок располагается посередине строки, точку в конце заголовка не ставят.
-Электронный вариант текста исследовательской работы и автореферата предоставляется на дискете 3,5 или CD, сохраненных в Word 2003.
Титульный лист является первой страницей рукописи и заполняется по определенным правилам.
-В верхнем правом поле указывается «Отечество — 2013».
-В среднем поле указывается название темы исследования без слова “тема”. Это название пишется без кавычек. Название исследования должно отражать проблему, заявленную в нем, и соответствовать основному содержанию работы. При формулировке темы следует придерживаться правила: чем уже тема, тем больше слов содержится в заголовке. Одно — два слова свидетельствуют о расплывчатости, отсутствии конкретности в содержании, о том, что работа “обо всем и ни о чем”.
-Ниже, по центру заголовка, указывается номинация (программа движения «Отечество»)
-Ещё ниже, ближе к правому краю титульного листа, указывается фамилия, имя, отчество ученика, класс. Ещё ниже – фамилия, имя, отчество и должность руководителя и, если таковые были, консультантов.
-В нижнем поле указывается город и год выполнения работы (без слова “год”).
Структура исследовательской работы:
— оглавление (в котором приводятся все заголовки работы и указываются страницы, с которых они начинаются. Заголовки оглавления должны точно повторять заголовки в тексте)
— введение (объемом на одну страницу);
— основная часть исследовательской работы;
— заключение;
— список источников (не мене пяти);
— библиографический список использованной литературы;
-приложение.
Правила оформления таблиц и иллюстраций
-Когда много цифрового, справочного материала или имеется необходимость в его сопоставлении, оформляют таблицы. Если таблица одна, то ни заголовок, ни слово таблица не нужны. В этом случае в тексте слово «таблица» необходимо писать без сокращения, например:
-Как видно из таблицы…
-По результатам анализа (см. таблицу) видно, что…
-Если в работе две и более таблицы, то они должны быть пронумерованы, и на каждую необходима ссылка в тексте. Например:
-Данные анализа (табл.5) показывают, что…
-При переносе таблицы на следующую страницу заголовки вертикальных глав следует повторить и над ней поместить слова «продолжение таблицы 5». Если заголовки столбцов громоздкие, допускается их не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и на следующей странице повторяют их нумерацию. Заголовок таблицы не повторяют.
-Основными видами иллюстративного материала в исследовательских работах являются: чертеж, технический рисунок, схема, фотография, диаграмма и график.
Общие технико-орфографические правила оформления цитат следующие:
-Текст цитаты заключается в кавычки и приводится в той грамматической форме, в какой он дан в источнике, с сохранением особенностей авторского написания. Научные термины, предложенные другими авторами, не заключаются в кавычки, исключая случаи явной полемики. В этих случаях используется выражение «так называемый».
-Если цитата полностью воспроизводит предложение цитируемого текста, то она начинается с прописной буквы во всех случаях, кроме одного – когда эта цитата представляет собой часть предложения автора диссертационной работы.
-Если цитата воспроизводит только часть предложения цитируемого текста, то после кавычек ставят многотточие.
-Если цитируемый текст идет после точки, то его воспроизводят с прописной буквы. -Если цитата вводится в середину авторского предложения не полностью или органически входит в состав предложения, ее начинают со строчной буквы, независимо от того, как она начиналась в источнике.
-Часто по ходу текста необходимо делать ссылки на таблицы, иллюстрации, примеры, схемы, рисунки, формулы и другие элементы, расположенные по условию содержания не рядом с текстом, к которому они относятся.
Ссылки в тексте на номер рисунка, таблицы, страницы, главы пишут сокращенно и без значка «№», например: рис.3,табл.4, с.34, гл.2. Если указанные слова не сопровождаются порядковым номером, то их следует писать полностью, без сокращений, например: «из таблицы видно, что…».
-Ссылку в тексте на отдельный раздел работы, не входящий в строй данной фразы, заключают в круглые скобки, помещая впереди сокращение «см.».
-Подстрочные ссылки (сноски) печатают с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и размещают вверху строки (поднимают на один щелчок каретки). От основного текста сноска отделяется сплошной чертой.
-Знак ссылки, если примечание относится к отдельному слову, должен стоять непосредственно у этого слова. Если же он относится к предложению или группе предложений, то знак ставиться в конце перед знаком препинания (за исключением вопросительного и восклицательного знаков и многоточия).
-Ссылки нумеруют в последовательном порядке в пределах каждой страницы. На каждой следующей странице нумерацию ссылок начинают сначала.
-Чтобы не быть обвиненным в научном плагиате, следует обязательно указывать в ссылке, из какого научного источника заимствован тот или иной материал.
Приложение – это часть основного текста, которая имеет дополнительное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы.
Приложениями могут быть копии подлинных документов, переписка, программные продукты, и т.д. По форме они могут представлять собой текст, графики, таблицы, карты.
Приложения оформляются как продолжение исследовательской работы на последних ее страницах. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в верхнем правом углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. Если работа имеет более одного приложения, то их нумеруют арабскими цифрами без знака №. Нумерация страниц, на которых даются приложения, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста работы.
Список литературы
- Журнал “Завуч” №1, 2001, М. Просвещение.
- Савенков А.И. “Учебное исследование”, Москва, 2003.
- Журнал “Биология в школе” №1, 2003, “Школа-Пресс – 1.”
- Ланина И.Я. “Не уроком единым”, М. Просвещение, 1991.