Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована только, если она знает свои истоки, историю и культуру.
Направленность программы является культурологической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — двухгодичной.
Актуальность и новизна программы
Ростов – на — Дону имеет славную историю. Его улицы хранят отпечатки боевых побед, подвигов и достижений наших предков. Ростов дышит особым колоритом южного гостеприимства, и главное его достояние – это его жители. Всё это является благодатной почтой для воспитания патриота и гражданина своей страны.
Педагогическая целесообразность
Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному городу, к школе. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. Музей является источником полноценной информации, в нем ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка среднего школьного возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей.
Вся работа на экскурсиях и после нее совершается посредством выражения добытых на экскурсии знаний, впечатлений в речи. Можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые на экскурсии, пополняют словарный запас учащихся такими словами, за которыми стоят четкие, ясные образы.
В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе. Основополагающей базой программы является краеведение, т. к. фундаментом для программы будут музеи Ростовской области, микрорайоны и территория города Ростова-на-Дону.
Цель программы
— развитие личности ребёнка,
- формирование его интеллекта и общей культуры,
- получение им углублённых знаний по истории и культуре родного края,
— формирование навыков учебно-исследовательской деятельности,
— профессиональное самоопределение.
Задачи программы
— формирование гражданского становления детей и, прежде всего чувств любви к родному краю,
— приобретение глубоких краеведческих знаний через вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность,
— развитие творческих способностей, коммуникативных и организаторских навыков.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг краеведческих тем; предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.
Основа программы – система постоянных занятий с одной и той же группой учащихся с привлечением музейных средств, использования экскурсионных методов, систематических наблюдений и исследований, проведение практических занятий, коллективных творческих дел.
Возраст детей
В реализации данной программы участвуют школьники 6-9-х классов, интересующиеся историей области, города, школы.
Результаты 1-го года занятий
Обучающиеся должны
Знать:
- Требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», литературу о Ростовской области;
- Периоды формирования границ области, соседние области и республики; названия и расположение городов, рек, памятников природы; научно-популярные книги о природе области;
- Порядок слов в предложении; требования к выступлениям;
- Имена исследователей области; основные научные труды по традиционной культуре; историю городов и сёл.
Уметь:
- Составить паспорт памятника природы как экскурсионного объекта;
- Разделить поток речи на интонации, найти ударения; выразительно прочитать предложение;
- Составлять паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта.
Результаты 2-го года занятий
Обучающиеся должны
Знать:
- Особенности профессии экскурсовода;
- правильное ударение и произношение слов; понятие о фондах музея, содержание экспозиции, текст экскурсии;
- историю застройки, планировки г. Ростова – на — Дону; историю переименования улиц; памятные места; методику работы с научной литературой;
- памятные места микрорайона; их расположение; сведения о них;
- текст экскурсии.
Уметь:
- работать со словарём, составлять библиографию, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показом; провести школьную экскурсию;
- составлять конспекты, тезисы, исторические справки;
ответить на вопросы по теме экскурсии; провести экскурсию.