Юные экскурсоводы

Одна из актуальных проблем современного общества – формирование личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. Такая личность может быть сформирована  только, если  она знает свои истоки, историю и культуру.

Направленность программы является культурологической; по функциональному предназначению — учебно-познавательной; по форме организации — кружковой; по времени реализации — двухгодичной.

              Актуальность и новизна программы

         Ростов – на — Дону имеет славную историю. Его улицы хранят отпечатки боевых побед, подвигов и достижений наших предков. Ростов дышит особым колоритом южного гостеприимства, и главное его достояние – это его жители. Всё это является благодатной почтой для воспитания патриота и гражданина своей страны.

Педагогическая целесообразность

         Данная программа создана для того, чтобы обеспечить духовно-нравственное становление подрастающего поколения, познакомить детей с музейным пространством, привить любовь к Родине, родному городу, к школе. Экскурсии раскрывают широкие возможности для воспитания восприятия ребенка, а также для воспитания музейной культуры. Музей является источником полноценной информации, в нем ребенок может не только слушать, но и самостоятельно обследовать многие вещи, что для ребенка среднего школьного возраста, является наиболее важным для понимания и осознания многих вещей.

Вся работа на экскурсиях и после нее совершается посредством выражения добытых на экскурсии знаний, впечатлений в речи. Можно говорить о двусторонней связи, существующей между экскурсией и родным языком. Новые объекты и явления, изучаемые на экскурсии, пополняют словарный запас учащихся такими словами, за которыми стоят четкие, ясные образы.

В деле нравственного воспитания большое значение имеет знакомство с окружающим миром. На замечательных примерах жизни и деятельности людей мы имеем возможность воспитывать лучшие моральные чувства, первые этические понятия и навыки общественного поведения детей. Постепенно воспитываются бережное отношение к вещам, дружелюбное отношение к товарищам, уважение к старшим, любовь к Родине, малой Родине, школе.                                                                                                       Основополагающей базой программы является краеведение, т. к. фундаментом для программы будут музеи Ростовской области, микрорайоны и территория города Ростова-на-Дону.

Цель программы

            —   развитие личности ребёнка,

  • формирование его интеллекта и общей культуры,
  • получение им углублённых знаний по истории и культуре родного края,

—   формирование навыков учебно-исследовательской деятельности,

            —   профессиональное самоопределение.

Задачи   программы

            —   формирование гражданского становления детей и, прежде всего чувств любви к родному краю,

            —   приобретение глубоких краеведческих знаний через вовлечение детей в поисково-исследовательскую деятельность,

            —   развитие творческих способностей, коммуникативных и организаторских навыков.

            Отличительной особенностью данной программы является то, что она определяет широкий круг краеведческих тем; предусматривает формирование навыков правильной речи, освоение методики исследовательской работы и практику в качестве экскурсовода.

          Основа программы – система постоянных занятий с одной и той же группой учащихся с привлечением музейных средств, использования экскурсионных методов, систематических наблюдений и исследований, проведение практических занятий, коллективных творческих дел.

Возраст детей

В  реализации  данной программы  участвуют  школьники  6-9-х  классов, интересующиеся историей области, города, школы.

Результаты 1-го года занятий

Обучающиеся должны

Знать:

  • Требования к экскурсоводу, значение термина «краеведение», литературу о Ростовской области;
  • Периоды формирования границ области, соседние области и рес­публики; названия и расположение городов, рек, памятников приро­ды; научно-популярные книги о природе области;
  • Порядок слов в предложении; требования к выступлениям;
  • Имена исследователей области; основные научные труды по традицион­ной культуре; историю городов и сёл.

Уметь:

  • Составить паспорт памятника природы как экскурсионного объекта;
  • Разделить поток речи на интонации, найти ударения; вырази­тельно прочитать предложение;
  • Составлять паспорт экскурсионного объекта, памятника истории и культуры, схему расположения объекта.

Результаты 2-го года занятий

Обучающиеся должны

Знать:

  • Особенности профессии экскурсовода;
  • правильное ударение и произношение слов; понятие о фондах музея, содержание экспозиции, текст экскурсии;
  • историю застройки, планировки г. Ростова – на — Дону; историю переименова­ния улиц; памятные места; методику работы с научной литературой;
  • памятные места микрорайона; их расположение; сведения о них;
  • текст экскурсии.

 Уметь:

  • работать со словарём, составлять библиографию, использовать материалы для пополнения текста, сочетать рассказ с показом; про­вести школьную экскурсию;
  • составлять конспекты, тезисы, исторические справки;

ответить на вопросы по теме экскурсии; провести экскурсию.