Методическая копилка

Управление образования города Ростова-на-Дону

 

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

ЦЕНТР ДЕТСКОГО И ЮНОШЕСКОГО ТУРИЗМА И ЭКСКУРСИЙ

(юных туристов) города Ростова — на — Дону

Методическая копилка

(рекомендации в помощь методической службе)

Новый точечный рисунок

Направление, в котором человек

начинает свое образование, определят его будущее.

Платон

Современные реформы российской образовательной системы принципиально изменили статус и функции учреждений дополнительного образования. В связи с этим выдвигаются повышенные требования к методической службе.

Методическая работа – один из главных элементов деятельности дополнительного образования.

Главной целью методической работы является оказание практической помощи педагогам, в повышении их педагогического мастерства, развитии личностной культуры и усилении творческого потенциала, направленного на активное освоение новых эффективных учебно-воспитательных технологий и повышение качества образования.

Чтобы методическая работа с педагогами была успешной, она должна иметь системный, целенаправленный, планомерный и проблемно-ориентированный характер, а также строиться на диагностико — аналитической основе с учетом особенностей развития Центра, социального заказа вышестоящих учреждений и всех участников учебно-воспитательного процесса, а также проблем, выявленных в процессе осуществления методического мониторинга.

Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.

С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и  способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.

Как вид деятельности, методическое обеспечениеэто процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи  различным  категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.

Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением  педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.

Методическая помощь осуществляется различными средствами: консультированием, методическим руководством, методическим обеспечением.

Тематическая консультация позволяет глубоко, разносторонне рассмотреть определенный вопрос, обстоятельно раскрыть существо темы. Как правило, тематические консультации планируются методистами заранее и вносятся в перспективное планирование. Тематические консультации могут включаться в программу обучающих семинаров. При подготовке к тематической консультации методист подбирает наглядные пособия, методический материал.

Текущая консультация  — проводится систематически по различным вопросам, возникающим у педагогов в ходе их профессиональной деятельности.

Наставничество используется в работе с молодыми специалистами, а также при освоении результативного педагогического опыта.

Методическое руководство выражается в четком определении методистом совместно с педагогами перспективных и конкретных целей совместной творческой деятельности, намечают этапы и порядок организации образовательной деятельности, разрабатывают критерии и показатели результативности образовательной и творческой деятельности, отслеживает программы и планы работ, анализирует их выполнение.

Методическое обучение – это участие методиста в работе методических объединений, педагогических мастерских, проблемных семинаров, дискуссионных клубов, творческих лабораторий, методического фестиваля. Эти и другие средства методической помощи наиболее эффективно реализуются в следующих формах методической деятельности:

  • теоретические семинары (доклады, сообщения);
  • семинары-практикумы;
  • диспуты, дискуссии («круглый стол», диалог-спор, дебаты, форум, «техника аквариума»);
  • «деловые игры», ролевые игры, занятия-имитации, занятия-панорамы;
  • лектории ученых — дидактов, психологов, социологов, логопедов;
  • обсуждение современных новейших методик, технологий;
  • обсуждение отдельных открытых занятий, мероприятий;
  • обсуждение методов диагностики детей;
  • разнообразные выставки, отчеты по самообразованию;
  • участие в профессиональных конкурсах.

Методическая деятельность оформляется в виде методической продукции, которая может быть представлена следующими видами:

  1. 1. Организационно-инструктивная продукция;
  2. Информационно – пропагандистская методическая продукция;
  3. Прикладная методическая продукция.

Методическая продукция классифицируется следующим образом:

— по периодичности;

— по характеру информации;

— по адресату;

— по инновационному потенциалу;

— по функциональному назначению.

Рассмотрим каждый вид методической продукции более подробно:

  1. Организационно-инструктивная продукция

Предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики образовательного процесса, проведение мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел. К организационно — инструктивной продукции можно отнести:

  • инструктивно-методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или коллектива по выполнению решений.
  • методическая записка дает пояснения методическим материалам, изложенным более сжато. Методическая записка дает ответы на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой; кому она адресована; на основании каких документов, фактов составлена методическая работа; какова система изложения материала.
  • методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких — либо функций.
  • методические рекомендации – методическое издание, содержание, комплекс коротких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов.

Создаются для оказания помощи коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении педагогического опыта с учетом условий и особенностей деятельности педагога, коллектива. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные рациональные варианты, образцы действий; применительно к определенной группе лиц или мероприятий. Рекомендации имеют точный адрес.

Методические разработки и рекомендации могут включать:

  1. Титульный лист;
  2. Аннотацию;
  3. Сведения об авторе (авторах);
  4. Вступительный очерк (пояснительную записку);
  5. Содержание;
  6. Список использованной и рекомендуемой литературы;
  7.  Приложения.

На титульном листе указывается название учреждения в порядке нисходящей подчиненности; фамилия, имя и отчество автора; название работы с указанием вида методической продукции; адрес и год издания.

Аннотация включает краткие сведения о сути рассматриваемых вопросов; назначении данных методических рекомендаций и разработок; источнике практического опыта, положенного в основу рекомендаций и разработок; о возможности использования опыта педагогическими работниками других образовательных учреждений.

Во вступительном очерке (пояснительной записке) дается обоснование актуальности разработки данных методических рекомендаций, определяется цель составления предлагаемых методических рекомендаций; краткое описание ожидаемого результата от использования данных методических рекомендаций; обоснование особенности и новизны данной работы в сравнении с уже существующими разработками.

Содержание методических рекомендаций и разработок не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в произвольной форме. Можно придерживаться следующей схемы:

-на основании опыта работы описать, что и как рекомендуется делать по исследуемому вопросу;

-дать советы по решению организационных вопросов, материально-техническому, финансовому и кадровому обеспечению предлагаемых видов деятельности;

— вычленить наиболее трудные вопросы;

— предостеречь от типичных ошибок.

Список рекомендуемой и использованной литературы составляется в соответствии с правилами оформления литературных источников.

Приложения могут включать материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций и разработок, но не вошедшие в раздел «Содержание» (планы проведения массовых мероприятий, открытых занятий объединений обучающихся, примерные вопросы к играм, викторинам, схем, диаграммы, фотографии и т. д.).

Методическая разработка это пособие, раскрывающее формы, средства, методы обучения, элементы современных педагогических технологий или сами технологии обучения и воспитания применительно к конкретной теме урока, теме учебной программы, преподаванию курса в целом. Методическая разработка может быть как индивидуальной, так и коллективной работой. Она направлена на профессионально-педагогическое совершенствование преподавателя или мастера производственного обучения или качества подготовки по учебным специальностям.

Методическая разработка может представлять собой:

  • разработку конкретного занятия;
  • разработку серии занятий;
  • разработку темы программы;
  • разработку частной (авторской) методики преподавания дисциплины;
  • разработку общей методики преподавания дисциплин;
  • разработку новых форм, методов или средств обучения и воспитания;
  • методические разработки, связанные с изменением материально технических условий преподавания дисциплины;
  • методические разработки, связанные с новыми учебными специальностями, интегрированными специальностями, разработкой УПД;
  • разработки, связанные с тематикой самообразования педагогов и т.д.

К методической разработке предъявляются довольно серьезные требования. Поэтому, прежде чем приступить к ее написанию необходимо:

  • тщательно   подойти   к   выбору   темы   разработки.   Тема   должна   быть актуальной, известной педагогу, по данной теме у педагога должен быть накоплен определенный опыт;
  • определить цель методической разработки;
  • внимательно изучить литературу, методические пособия, положительный педагогический опыт по выбранной теме;
  • составить план и определить структуру методической разработки;
  • определить направления предстоящей работы.

Приступая к работе по составлению методической разработки, необходимо четко определить ее цель. Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

  • Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.
  • Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса,  эффективности  методов   и  методических   приемов,   формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.
  • Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.
  • Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.
  • Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, гра-мотным, убедительным. Применяемая терминология должна соответствовать педагогическому (производственному) тезаурусу.
  • Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.
  • Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.
  • Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.
  • Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».
  • Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, различные образцы, планы занятий,  инструкции для проведения лабораторных работ, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т.д.).

Структура методической разработки

Общая структура:

  • Аннотация.
  • Содержание.
  • Введение.
  • Основная часть.
  • Заключение.
  • Список использованных источников.
  • Приложения.

В аннотации (3-4 предложения) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна.

Во  введении (1-2 страницы)  раскрывается актуальность данной работы, т.е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования.

Методическая разработка темы программы:

Основная часть может состоять из следующих разделов:

  • характеристика темы;
  • планирование изучения темы;
  • рекомендации по организации и методике изучения темы.

В характеристике темы указываются:

  • образовательные цели и задачи темы;
  • планирование темы и количество часов, отводимое на ее изучение;
  • знания и умения, которые  учащиеся  должны  получить или совершенствовать;
  • место и роль темы в курсе;
  • связь  с предшествующим  или  последующим материалом,  а также внутрипредметные  и  межпредметные  связи;  связь  с  производственным обучением и т.д.;
  • дается дидактический анализ содержания материала;
  • выделяются уровни изучения и усвоения учебного материала;
  • возможен сравнительный анализ качества обучения  по  предлагаемой методике (технологии) с той методикой (технологией), которая применялась педагогом до использования предлагаемой в методической разработке.

При планировании учебной темы необходимо:

  • продумать методику преподавания темы;
  • подобрать примеры, иллюстрации, наметить  лабораторно-практические занятия, контрольные работы, самостоятельные работы, экскурсии и т.д.;
  • выделить основные вопросы, которые учащиеся должны прочно усвоить;
  • проанализировать воспитательные возможности  учебного материала и применяемой методики (технологии).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Структура методической разработки занятия теоретического обучения.
В основной части можно выделить следующие разделы:

  • Методическое обоснование темы.
  • Методические рекомендации по проведению занятия.
  • План занятия (с технологической картой).
  • Дидактический  материал  к  занятию  (можно  не  выделять  в  виде приложений).
  • Список литературы (источников) для учащихся.
  • Список литературы (источников) для педагога.

Рекомендуемый план занятия:

  • Тема программы.
  • Тема занятия.
  • Тип занятия.
  • Вид занятия.
  • Цель методическая.
  • Цели образования (обучения, воспитания, развития).
  • Материально-техническое обеспечение занятия.
  • Межпредметные и внутрипредметные связи.

Рекомендуемая технологическая карта занятия:

Дидактическая структура занятия Задачи этапа занятия Деятельность
преподавателя (используемые методы и приемы обучения и воспитания)

 

Типы уроков (занятий) теоретического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Занятие по изучению нового учебного материала.
  • Занятие по совершенствованию знаний, умений и навыков.
  • Занятие по обобщению и систематизации знаний.
  • Занятие контроля знаний, умений и навыков.
  • Комбинированное.

Типы уроков (занятий) практического обучения (по Махмутову М.И.):

  • Занятие по первоначальному формированию умений и навыков.
  • Занятие совершенствования умений и навыков.
  • Занятие по выполнению комплексных заданий (работ).

Виды урока (занятия):

Вид урока определяется формой совместной деятельности преподавателя и учащихся, которая доминирует на уроке:

  • Лекция.
  • Беседа.
  • Самостоятельная работа.
  • Практическая работа.
  • Лабораторная работа.
  • Конференция.
  • Семинар.
  • Контрольная работа.
  • Зачет.
  • Деловая игра.
  • Экскурсия.
  • Смешанный   (несколько   видов   деятельности   примерно   одинаковых   по времени).
  • Нетрадиционные уроки:

уроки «погружения»;

уроки деловые или ролевые игры;

уроки пресс-конференции и конференции;

уроки-семинары;

уроки-экскурсии;

уроки соревнования и конкурсы;

театрализованные уроки;

уроки консультации и зачеты;

компьютерные уроки;

уроки с групповыми формами работы;

уроки творчества и фантазии;

уроки-аукционы;

уроки, которые ведут учащиеся;

уроки сомнений и поиска истины;

уроки творческие отчеты;

уроки обобщения;

«Поле чудес»; «КВН»;

уроки-парадоксы;

уроки-концерты;

уроки диалоги и полилоги;

интегральные уроки;

межпредметные уроки;

уроки круговой тренировки и др.

Дидактическая структура занятия включает в себя следующие задачи:

  • Мотивация и стимулирование деятельности учащихся, целевая установка, активизация необходимых знаний.
  • Формирование новых понятий и способов действий.
  • Применение понятий и способов действий.

Наиболее эффективно, когда на занятии решаются все три дидактические задачи, но может быть и иначе (это зависит от целей и типа занятия).
Дидактические методы (по Лернеру И.Я.):

Информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемный: проблемное изложение; эвристический; исследовательский.

Форма деятельности зависит от применяемого метода  и  методических приемов.    Например: беседа, самостоятельная работа, работа с книгой, просмотр учебного видеофильма и др.

Способы организации деятельности определяются исходя из характера совместной деятельности преподавателя и учащихся (по Молчан Л.Л.):

  • Фронтальный.
  • Индивидуальный.
  • Парный.
  • Коллективный.

Цели образования подразделяются на цели обучения (формирование знаний, умений и навыков), воспитания (формирование взглядов, убеждений, качеств личности) и развития (развитие интересов, мышления, речи, памяти, воли и т.д.).

Методическая цель для каждого занятия подразумевает создание условий для формирования знаний, умений и навыков; развития способностей; воспитания качеств личности и т.д. Если урок открытый, то методическая цель зависит от цели приглашения коллег на данный урок.

  1. Информационно – пропагандистская методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует  наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
  • методическое описание содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение  события, действия.
  • аннотация – это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.
  • информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому  размер, оформление плаката  должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы  детских объединений образовательных учреждений.
  • информационно – методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного  педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.

Выставка может быть:

-стационарная, работающая в течение долгого времени;

-временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;

-передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное  учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.

В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.

  • Реферат – самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский  характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение  изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.

Примерная структура реферата:

— тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;

— введение  (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;

во введении определяются предмет, цели  и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);

-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.).Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.

-заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);

— библиография;

-приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).

  1. Прикладная методическая продукция

Включает в себя следующие виды: сценарий,  тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно  раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.

  • сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции .Сценарий – это конспективная подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д. Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а  ремарки ближе к левой.
  • тематическая подборка необходима  при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну  определенную тему. Тематическая подборка  оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом,  в большие конверты  или в др.
  • картотека – это систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть: методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; диатека; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может  представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.
  • методическая темаэто конкретное направление, связанное с изучением и разработкой  методических аспектов определенной  проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы  обусловлен  личным практическим  педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия,  спецификой работы. Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана;  отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и  практического материала по теме;  экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного  и сферы его применения.
  • документация учебно – методической продукции  включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно – методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.

Учреждения дополнительного образования детей противоречиво, но последовательно идут по пути развития и обновления. Реформирование системы внешкольного воспитания в систему дополнительного образования в соответствии с законом «Об образовании» (1992 г.) требует сегодня от учреждений переосмысления своей деятельности, в том числе и методической по следующим причинам.

Во-первых, ее роль значительно возрастает в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые технологии, методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливать опыт по решению образовательных и воспитательных проблем;

Во-вторых, становится более активным участие педагогов в совершенствовании образовательного процесса и образовательных программ нового поколения.

Деятельность учреждений дополнительного образования детей находится в прямой зависимости от кадрового потенциала, поэтому неуклонно возрастает роль методической службы. Необходимость создания условий для повышения уровня профессиональной компетентности педагогов диктует необходимость совершенствования методической службы в учреждении дополнительного образования детей. Очевидно, что в основе обновления деятельности всех образовательных учреждений, лежит идея развития, которая охватывает все категории педагогических работников системы дополнительного образования детей. Стремясь осуществить развитие учреждения, руководители вынуждены активизировать методическую деятельность, а педагоги дополнительного образования, в свою очередь, с удвоенным вниманием стали относиться к своей методической работе. Эта взаимная активность породила новые направления, содержание и формы работы с педагогическими кадрами.
В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ.

Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются постоянным смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения — с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развитии творческих способностей.

Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей — такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его пределы. Педагоги, как правило, выбирают определенную технологию развивающего образования (или ее элементы), осваивают и реализуют ее на практике.

В учреждениях дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.

Список используемой литературы:

  1. Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей;  издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
  2. Виды   методической продукции. Справочник. — Ярославль: Областной центр работы с детьми и юношеством, 1995.
  3. Дополнительное образование детей. Словарь-справочник /Автор-составитель Д. Е. Яковлев, — М: АРКТИ, 2002.
  4. // «Дополнительное образование» №1 2004г., № 4 2004г.
  5. //«Дополнительное образование» №2 2003г.
  6. // «Педагогика» №2 2003г, №3 2003г., №5 2005г.
  7. Корлякова, С.В., Деникаева О.В.  Рекомендации по разработке и требования к утверждению учебных программ дополнительного образования детей. Методическое пособие. — Екатеринбург: Объединение «Дворец молодежи», 2001.
  8. Кульневич С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование:  методическая  служба. Практическое пособие для  руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2005.
  9. Методическая деятельность. Словарь-справочник. — Л., 1991.
  10. Словарь-справочник в дополнительном образовании детей / Сост. Л.Н. Буйлова, И. А. Дрогов и др. — М: ЦРСДОД, 2002.

 

Рекомендуемый материал адресован учителям образовательных учреждений, педагогам дополнительного образования в помощь при разработке методических пособий и организации занятий в системе дополнительного образования.

Составитель  —  Ратушная Наталья Юрьевна.