Экология как наука призвана решать насущные проблемы, связанные с загрязнением окружающей среды. Она является в большей степени наукой мировоззренческой, тесно связанной с научным знанием основ биологии. Целостное и объективное восприятие окружающего нас мира невозможно без понимания основных закономерностей строения и развития нашей планеты, процессов протекающих на Земле, истории возникновения и эволюции органического мира. Все эти проблемы являются предметом изучения экологии.
Ещё более возрастает роль экологии в системе современных исследований, при осуществлении различных хозяйственных проектов. Кроме того, требуется понимание того, что всё развитие биосферы осуществляется при тесной взаимосвязи всех компонентов живого и неживого и если нарушается эта взаимосвязь, то нарушается и круговорот в биосфере, что ведет к гибели всего живого на Земле.
Всё вышесказанное обуславливает необходимость знакомства обучающихся с основами экологических знаний. В связи с этим необходима выработка научного мировоззрения, осознание взаимосвязи наук, повышение экологической грамотности, осознанный выбор дальнейшего специального образования.
Для обеспечения выполнения вышеуказанных целей в образовательных учреждениях города, при Станции детского и юношеского туризма и экскурсий организуется кружок «Юный эколог». Предусматривается не только проведение регулярных теоретических и практических занятий с воспитанниками, но и консультации педагогов на базе Станции и МОУ СОШ № 67, учебные экскурсии (маршруты), посещение музеев, выставок и т.д.
В работе с обучающимися внимание будет обращаться и на воспитательный её аспект, позволяющий вырабатывать у юных экологов – членов кружка такие важные качества, как целеустремленность, коммуникабельность, взаимовыручка, способность ориентироваться в нестандартных ситуациях и т.д.
Основной целью программы является пробуждение у школьников интереса к наукам о природе, о ее особенностях в различных климатических зонах, в частности природе родных мест. Возможность приобретения специальных знаний и начальных навыков научно-исследовательской работы, что способствует расширению их кругозора, воспитанию любви к Родине, чувства товарищества и бережному отношению к природе.
Настоящая программа рассчитана на обучение школьников 5–11 классов общеобразовательных школ и предусматривает трехгодичный срок реализации.
К числу задач первого года обучения относятся: знакомство с существующими представлениями о живой и неживой природе, основными процессами, происходящими на Земле, с ролью человека в биосфере, получение первых навыков проведения научных исследований.
Задачами второго и третьего годов обучения является получение более глубоких знаний по изучению экологических проблем, применением сложных методов исследований, применением теоретических знаний на практике (при проведении экологических акций, выпусков газет, информации на сайтах и т.п.).
Для решения этих задач школьники должны научиться работать с научной и научно-популярной литературой, различными справочниками, определителями растений и животных. Работа в кружке будет включать посещение музеев, участие в различных слетах, олимпиадах, выполнение исследовательских маршрутов (экскурсий).
Работа кружка «Юный эколог» будет проходить в кабинете биологии МОУ СОШ № 67. Занятия будут проводиться 2 – 3 раза в неделю, с чередованием теоретических лекций и практической работой в виде сбора информации, работы на пришкольном участке, проведением экологических акций, социологических опросов и т.д.
Кроме аудиторных занятий предусматривается (за рамками учебных часов) в течение учебного года (в весенне-летний период) проведение маршрутов по наиболее интересным в экологическом отношении и доступным районам Ростовской области.
В качестве основных результатов обучения в кружке «Юный эколог» следует считать совершенствование личности учащихся, расширение их кругозора и знаний в области биологии, экологии, природопользования, а также их профессиональную ориентацию. Реальными результатами деятельности кружка является успешное участие учеников в областных и всероссийских олимпиадах, научно-практических конференциях, в экологических слетах, поступление выпускников кружка в высшие учебные заведения.