Юный этнограф

По общему признанию, конец 20-го – начало 21-го столетия это период глобальных инноваций во всех областях культуры, техники, общественной и индивидуальной жизни. Ученые различных стран посвящают свои научные работы решению этой проблемы через образование.

Справедливо считается, что именно образованию принадлежит особая роль в создании цивилизованного гражданского общества.

Современное образование, включающее основное и дополнительное, включается в реализацию модернизации российского образования, основными задачами которой являются:

  • повышение его доступности (образования);
  • повышение его качества;
  • повышение его эффективности.

Государственный стандарт образовательного процесса в основном образовании безусловно накладывает отпечаток своего назначения и на дополнительное образование и обязывает авторов разработки программ дополнительного образования обеспечить:

  • равные возможности для всех обучающихся;
  • права обучающихся на социальную и профессиональную защищенность;
  • общедоступность и бесплатность дополнительного образования;
  • преемственность программ на разных ступенях образования.

Государственный стандарт общего образования включает федеральный, региональный и компонент образовательного учреждения.

Курс истории предполагает включение в программу уроков краеведческого плана по разделам и главам учебника, однако таких обзорных уроков по истории родного края явно недостаточно. В этом плане программа дополнительного образования по истории края открывает перед педагогом массу возможностей:

  • развитие деятельностного характера образования;
  • развитие возможности дополнительного образования направить содержание дополнительного образования на формирование общих учебных умений и навыков;
  • развитие познавательной, коммуникативной и творческой деятельности обучающихся.

Однако, каким бы продвинутым ни был педагог, ему никогда не сделать своего ученика успешным, если он не обучит его всему тому, что умеет сам. В этом плане необходимо тщательно относиться к отбору содержания дополнительного образования. Не менее важно, отобрав содержание, перейти к новым методам обучения.

Главной своей задачей вижу не только формирование нового стиля мышления, направленного на процесс поиска, но и развитие интереса и вкуса к познанию и исследованию. Не менее важным для себя считаю вооружение учеников методами познания в любой предметной области, формировать широту кругозора, а главное вовлекать учащихся в творческий процесс индивидуального и коллективного исследования.

Содержание образования обеспечивает поступательное развитие общества, а следовательно ориентируется на:

  • интеграцию личности в локальную, региональную, национальную и мировую культуру;
  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества;
  • обеспечение самореализации личности в ходе занятий и в дальнейшей жизни.

Цели и задачи дополнительного образования в свете вышесказанного определяют назначение программы:

  • развивать способности и умения обучающихся как исследователей;
  • обучить ребят активному и творческому применению полученных знаний для утверждения новых культурных ценностей;
  • развитие умение индивидуальной и групповой деятельности
  • через взаимодействие с семьей и коллективом обеспечить обучающемуся эмоциональную комфортность и самоуважение;
  • через активный учебный и досуговый процесс проводить профилактику асоциального развития личности ребенка.

Данная программа носит этнографический характер. Автор поставил перед собой задачу изучения аспектов истории через изучение истории быта, культуры, нравов – через многогранные формы деятельности:

  • музейную работу (в фондах с источниками) и экскурсионную;
  • архивную работу;
  • библиографическую деятельность;
  • участие в экспедиционной деятельности;
  • пропагандистскую работу (через участие в лекторской группе, неделях истории, вахтах памяти, встречах с героями-очевидцами исторических событий).

Программа позволяет привлечь художественную литературу, фольклор, этнографию, историко-культурный материал, искусство.

Цель программы:

  • ввести обучающихся в проблемы национально-культурной самобытности региона, ее истоков;
  • помочь учащимся увидеть исторические причины, сформировавшие донской уклад жизни;
  • раскрыть содержание и истоки нравственного потенциала духовной жизни донцов;
  • сформировать потребность в изучении и сохранении исторических, культурных памятников, памятных и заповедных мест донского края.

Главная задача автора программыобучение учеников новым формам исторических исследований:

  1. Микроисторическим исследованиям. В прошлом историческую науку интересовали либо деяния выдающихся личностей, либо история борьбы слоев или классов общества за власть. Конкретная судьба маленького человека всегда была вне поля зрения настоящей науки.

Автор программы ставит задачу через судьбу одного человека, одной семьи прослеживать истории страны, всего народа. При этом меняется не только предмет исследования, но и его метод, поскольку жизнь одного человека (или маленькой группы лиц) можно изучить как бы во всех аспектах. И это делает микроисторию своего рода тотальной историей. Микроисторические исследования тесно связаны с изучением «Истории повседневности», культурно-бытовых факторов.

  1. Гендерные исследования. Эти исследования затрагивают исследования отношения полов, семейно-брачные отношения, которые отличаются от традиционных форм взаимоотношений. Этот вид исследований включает изучение проблем разделения труда, отношения между поколениями. Именно эти исследования дадут ученикам возможность не только тщательно изучить причины преемственности, но и стремление молодых казаков строить свою жизнь по старым казачьим законам.
  2. 3. Научные исследования. Эта форма исследовательской работы затрагивает изучение истории идей, она включает изучение общественно-политической, экономической, эстетической мысли, вопросы теологии и культуры. Интеллектуальная история народов донского края богата и разнообразна.
  3. 4. Исследование уникального и индивидуального. Это направление исследования приходит на смену изучению истории ментальности, типичного для длинного социума. Пришло время уделять внимание проблемам девиантного поведения через привлечение в объединение обучающихся, стоящих на учете в КДН. Давно пора исследовать исторически сложившиеся непохожие на общепринятые формы поведения. Этот аспект исследований отчасти связан с повышением роли личности, с вниманием к биографии как объекту исторического познания. Этот вид исследований поможет ученикам преодолеть устаревшее отношение к историческим событиям как к окончательной истине, выдвигать свои версии, завышать свои точки зрения.

Восемь десятилетий формирования сознания общества по западным стандартам нанесли, безусловно, ощутимый удар по христианскому самосознанию коренных донцов. Многие традиции утрачены, забыты и искажены. Новые формы жилища, новые формы трудовой занятости способствовали этому.

Сегодня для возрождения забытой культуры необходим кропотливый труд молодых сердец. Только им благодаря Дон возродится и вернет себе былую славу и уважение.

Программа «Методика организации и проведения этнографического исследования» призвана помочь молодому поколению научиться по крупицам возрождать и восстанавливать целое.

Программа рассчитана на три года.

Конечным результатом реализации программы должна стать положительная динамика (иллюстрируется степенью активности воспитанников в изучении культуры своего и других народов, проживающих на Дону) роста национальной гордости у обучающихся объединения, роста самоуважения воспитанников, активизация интернационализма и толерантности некогда присущих народам, проживающим в этом крае, обеспечение благоприятных условий для духовного и культурного роста обучающихся для укрепления культурной стабильности нашего края.